• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наука должна служить религии, а религия - науке

Время чтения: 3 мин
4410

Активный деятель мусульманского движения в Российской империи, крупнейший татарский богослов и просветитель конца XIX – начала XX вв., основатель медресе «Мухаммадия», считавший, что суфизм является одним из наиболее важных проявлений религиозного чувства, и что он способствует углублению философской мысли. Все это о Галимджане Баруди.

Религиозную стезю Баруди начал в медресе в Казани, после которого продолжил учебу уже в Бухаре. Вернувшись в 1882 году в Казань, Баруди стал вторым имамом в Белой мечети. Год спустя богослов открывает свое медресе, названное в честь отца – «Мухаммадия». Вскоре его медресе становится крупным и престижным духовным училищем в Казани. В новом медресе Галимджан проводит реформу образования: вводит значительное количество светских предметов (русский язык, арифметика, история природоведения, геометрия, счетоводство, рисование, этика, гигиена).

С 1905 года Баруди с головой уходит в педагогическую сферу, начинает писать учебники, активно публикуется в печати, усердно работает над учебной программой своего медресе. Его перу принадлежат первая на турецком языке новометодная азбука, учебники по арифметике, арабскому языку, татарско-арабско-персидский. Баруди стремился к общедоступности просвещения и образования. Именно в стенах медресе «Мухаммадия» получил образование цвет татарской интеллигенции.

В 1883 он женился на дочери известного татарского купца Утямышева – Бибимагруй. Она не только прониклась духовными устремлениями мужа, но и на протяжении всей своей жизни руководила женским мектебе при приходском медресе.

В 1906 году Галимджан Баруди основал и возглавил научно-религиозный и литературный журнал «Әд-дин вәл-әдәб» («Религия и нравственность»), издававшийся в Казани, который был запрещён властями в 1908 году. В том же году Баруди обвинили в распространении панисламистских взглядов и сослали в Вологодскую губернию. В 1913 году он возвращается из ссылки и приступает к выпуску своего журнала вплоть до 1917 года. Через страницы своего журнала богослов пытался показать близость религии и науки.

Наука, по мнению Баруди, должна служить религии, а религия – науке. Главной целью воспитания, по его мнению, является воспитание религиозно- нравственного человека, полезного члена общества, живущего народными и общечеловеческими интересами. Религиозно-нравственное воспитание занимает главное место в педагогической мысли Баруди, и оно неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием.

Стоит отметить особый вклад богослова в развитие мусульманского движения в Российской империи. Баруди принимал участие в работе 2-го и 3-го съездов мусульман России в январе и августе 1906 года, состоял в комитете правления мусульманской организации «Иттифак әл-мөслимин». 1–2 мая 1917 года на Всероссийском съезде мусульман в Москве большинством голосов Баруди был избран муфтием.

Он служил во имя идеалов ислама и внёс колоссальный вклад в возрождение религиозного и национального самосознания татарского народа. Еще будучи учеником медресе «Касимия», Баруди уже начинает задумываться над смыслом человеческой жизни, о роли общества и роли человека в обществе. Отдельное внимание татарский богослов уделял обязанностям имама, который должен укреплять нравственность людей. Он считал, что следует стараться не брать месячное жалование за исполнение обязанностей имама и за обучение, так как это может привести к безответственности, верхоглядству, алчности.

Особого внимания заслуживает открытие Галимджаном Баруди для публичного пользования личной книжной коллекции. Коллекция просветителя к 1913 году насчитывала более 3 000 томов и журналов по самым разным наукам. Среди них можно было найти труды религиозных деятелей и мыслителей ислама как в оригинале, так и в переводах с комментариями. А в 1920 году Баруди и вовсе подарил свою библиотеку, которая насчитывала на тот момент 4288 томов, Татарской АССР.

Несмотря на обвинения консерваторов в том, что он искажает основы ислама и шариата, Галимджан Баруди был глубоко религиозным человеком и огромное значение придавал воспитанию религиозных и нравственных ценностей среди молодежи. По его мнению, любая нация без религии, без веры обречена на вымирание.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle