• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мусульманское право в немусульманских странах: есть ли перспектива?

3514

Мусульманское право в немусульманских странах: есть ли перспектива?

Мусульманское право в немусульманских странах: есть ли перспектива?

Принято считать, что шариат, или если брать более узко – мусульманское право, может применяться лишь в странах арабского мира либо там, где большая часть населения исповедует ислам. Этот стереотип развенчал Ренат Беккин, заведующий кафедрой востоковедения и исламоведения КФУ. Молодым людям, придерживающихся различных религиозных мировоззрений, лектор рассказал о становлении и развитии ислама в немусульманских странах и о том, насколько полезно изучать само мусульманское право, хотя бы с точки зрения юриспруденции.

« …шариат и его отдельные аспекты вполне могут быть использованы в законодательстве не только мусульманских, но и немусульманских стран. Не секрет, что мусульманское право на протяжении веков не только впитало в себя элементы различных правовых систем, но и само обогатило их целым рядом новелл, а стало быть, имеет полное право претендовать на звание универсальной правовой системы человечества».

Как отметил лектор, одним из главных преимуществ мусульманского права – это логичность его базовых положений. Несмотря на то, что многие считают нормы шариата устаревшими, при более детальном изучении основания появления конкретной нормы, можно обнаружить послание, которое и по сей день сохраняет свою актуальность. Наглядный пример, подтверждающий утверждение востоковеда, – закрытие игорных заведений в Чечне со ссылкой на запрет шариатом азартных игр в интересах всего общества. Само изучение мусульманского права будет полезным не только для тех, кто следует нормам шариата, но и для юристов. Стоит напомнить, что первоначально мусульманское право возникло как право частное.

– Ислам получил широкое развитие прежде всего в среде торговых людей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мусульманское право детально регулирует многие частноправовые вопросы.

Каждая немусульманская страна, в которой существует мусульманская община, имеет свой уникальный опыт взаимодействия норм мусульманского права и норм светского права, отметил лектор.

– Мы видим, что даже в мусульманских странах шариат не применяется в полном объеме. Что же тогда говорить о немусульманских государствах?!

Для того, чтобы следовать всем предписаниям Всевышнего, то есть жить по шариату, мусульманину необязательно попадать под чью-либо юрисдикцию. Другое дело, что могут возникнуть какие-либо ограничения и тайные преследования.

Безусловно, говоря о мусульманском праве, нужно понимать, что мы можем его изучать с разных точек зрения: как религиозное право, как собственно само право (это характерно для юридических факультетов или вузов) и как набор определенных действий, ритуал (таким образом поступают этнографы).

Мусульманское право в немусульманских странах: есть ли перспектива?

Читайте также: Ренат Беккин: "Представления людей о шариате нуждаются в существенной реформе"

Рассмотреть мусульманское право Ренат Беккин предложил на примере истории Российской империи, где всегда существовал правовой плюрализм и ряд аспектов мусульманского права применялся в некоторых мусульманских регионах.

– Применение мусульманского права было неодинаковым. Если брать Поволжье, то здесь элементы мусульманского права были сведены к минимуму, на Кавказе – больше возможностей для применения фикха. На территории Средней Азии, которая была покорена на исходе XIX столетия, возможностей для внедрения мусульманского права было неограниченное количество. Неравнозначный подход к регулированию мусульманских правовых отношений в разных регионах имел место быть.

В качестве примера кардинально разного отношения к внедрению отдельных отраслей мусульманского права Ренат Беккин привел Британскую империю. Мусульманская община Фиджи обратилась с просьбой узаконить такие отрасли фикха, как семейное и наследственное право, опираясь на подобный опыт с мусульманами Танзании. На что руководство Британии ответило отказом, так как если в случае с Танзанией, мусульманское право там изначально было, до прихода колонизаторов, то с Фиджи ситуация иная – там фикх пришел гораздо позже и уже после присоединения островов к империи. Таким образом, вплоть до независимости Фиджи жителям острова так и не удалось добиться того, чтобы мусульманское право стало частью законодательства.

– Зачастую камнем преткновения в подобных ситуациях служило непонимание того, что представляет собой само понятие «мусульманское право», что оно включает в себя. Бездумное внесение в законодательство отрывочных уголовных положений мусульманского права без учета современной ситуации приводит к тому, что люди не только отворачиваются от шариата, но и неправильно истолковывают его нормы.

Общеизвестно, что в Средние века целый ряд положений и понятий мусульманского права был заимствован западными правовыми системами, находящимися на стадии становления. К примеру, институты векселя и морской аварии. Спустя годы деловой оборот мусульманских стран стал испытывать влияние со стороны западных правовых систем. Безусловно, нельзя это влияние называть исключительно негативным. «Сами мусульмане постепенно отказались от мусульманского права, и потому было так легко навязать им те институты, которые бесконечно далеки от буквы и духа Слова Божьего».

Говоря о том, что в основе любого Божественного предписания лежит обобщенный интеллектуальный опыт человечества, знание, доступное лишь Богу, которым Он делится с людьми, чтобы уберечь их от неразумных шагов, Ренат Беккин акцентировал внимание слушателей на том, что мусульманские правоведы зачастую нарушают свое предназначение: разъяснить людям смысл существующих запретов на понятном языке, ничего не прибавляя от себя.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Полезная статья? Поделитесь ей с друзьями, сделайте репост!

Комментарии

Яндекс.Метрика