«Мулла» - каким должен быть татарский имам?
Одним из главных событий для татарстанской публики на международном фестивале мусульманского кино стала презентация фильма «Мулла» и встреча с творческой группой кинокартины. На встречу пришли режиссёр-постановщик и исполнитель главной роли Рамиль Фазлеев, автор музыки и продюсер Марат Ахметшин, известный российский актер Марат Башаров, молодой режиссёр Амир Галиаскаров, исполнительница роли Налимы актриса Атнинского театра Гузель Гафарова, оператор-постановщик Юрий Данилов.
Через весь жизненный путь главного героя Асфандияра, через демонстрацию ежедневного деревенского быта зритель видит те испытания, которые проходит, пожалуй, каждый человек. Вот только кто-то опускает руки и спивается, а кто-то, храня в своём сердце крепкий иман, не только остаётся верен заветам Всевышнего Создателя, но и пытается вернуть на путь истинный других.
Так было и в случае с Валиахметом, который с первых секунд встречи с новым муллой невзлюбил его. Конечно, когда свой бизнес, а его расширению мешает новоиспечённый религиозный деятель, как же реагировать иначе?! Однако приехавшие друзья и старые сослуживцы Валиахмета, призывая его вспомнить старое, вновь нюхнуть пороху, подталкивают мужчину к исправлению, к чистоте души и искренней вере.
Вроде, только что он заламывал руки Асфандияру и грозил огнестрельным оружием, но вот уже следующий кадр, и Валиахмет вместе с односельчанами на пятничной молитве в деревенской мечети. Символично, что первая проповедь, рассказанная Асфандияр хазратом, была про вредность, запретность для мусульман всего того, что содержит алкоголь.
Отдельным сюжетом прослеживается линия взаимоотношений с Налимой, будущей женой Асфандияра. Мулла не только даёт девушке для чтения Священный Коран, но и дважды спасает её честь и достоинство от посягательств. Впервые вопрос об истинности веры задаёт как раз Налима. Принеся мулле в мечеть ужин, она, спрятавшись за занавеской, спрашивает его, по-настоящему ли он верит в Аллаха.
«Ты знаешь, мне никто раньше не задавал этого вопроса. Был период в моей жизни, когда я никому и ни во что не верил. Но мне хотелось верить. И один мой хороший знакомый посоветовал мне, когда что-то в жизни будет идти не так, читать молитву. И подарил мне чётки. Теперь и я хочу кому-нибудь помочь, но ведь без веры невозможно никого уберечь».
Картина заканчивается приездом богатого односельчанина, который ругается и вопрошает своих земляков: «Что с вами не так?! Хочешь вас вытащить из грязи, научить жизни, возродить светлое, а вы. Такое натворили. Ну и живите как свиньи, раз вам так нравится». Но вдруг, пока Асфандияр лежит в постели, из мечети раздаётся азан, произносимый дрожащим, но прекрасным мальчишеским голосом. Значит, не всё потеряно. Значит, пробуждается в людях вера, тяга к Создателю. И раненный Асфандияр открывает глаза, к нему возвращается жизнь…
Картина уже заслужила признание экспертов – не так давно фильм «Мулла» получил сразу две награды на Международном кинофестивале в Оренбурге «Восток и Запад. Классика и Авангард»: главный приз и приз за лучшую мужскую роль (Рамиль Фазлеев).
Благодарная аудитория (к слову, фильм показывали параллельно в двух залах и творческий коллектив фильма провёл две встречи) не раз высказала тёплые слова за столь настоящую народную картину, раскрывающую истинную жизнь татарской нации, часть её богатой культуры, в том числе и за такой живой, реальный образ мусульманского священнослужителя. Стоит отметить и значительный рост татарстанского кинематографа, где в каждом слове, в каждом действии сквозит любовь к своему народу, историческая память, уважение ко всему живому.
В ходе беседы со зрителями продюсер фильма поделился сведениями о том, когда же фильм будет представлен широкой аудитории. Выход в прокат картины «Мулла» по России планируется на конец октября – начало ноября.
- Пробиться в кинотеатры, составить конкуренцию блокбастерам не так уж и просто. Алла бирсэ, скоро увидите. В первую очередь, конечно, мы начнём с Татарстана и Башкирии, а также пройдём по местам компактного расселения татар.
В целом съёмки фильма шли на протяжении 28 дней, всё остальное время шёл монтаж и сведение кадров и звука. Что касается погружения в роль и достоверности показываемого на большом экране, то, как отметил Рамиль Фазлеев, у фильма было множество консультантов, в том числе и сотрудники Духовного управления мусульман, местные хазраты Атнинского района, историки.
- С 2-3 лет моя бабушка начала со мной заниматься, старалась привить любовь к Богу, к Корану. И через образ имама мы хотели показать, что священнослужитель – это такой же обыкновенный, живой человек. Наша цель была не продемонстрировать должность, а выявить человеческую сущность. Вспомните монолог главного героя, когда он рассуждает о собственной вере, когда он сам находится в сомнении. Он учится вместе с жителями деревни, вместе с самим зрителем.
Ильмира Гафиятуллина