• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Махалля – модное слово или необходимость для мусульманина?

Время чтения: 4 мин
2969

«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, (и поэтому) не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни обманывать его, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность (скрыта) здесь!», — и (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) трижды указал (рукой) себе на грудь (, после чего сказал): «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» (хадис передал Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) много раз говорил о важности исламского братства, выдвигая эту идею в качестве лозунга. Однако важно, чтобы это братство, чтобы махалля была не виртуальной, не на бумаге, а реальным родством, осязаемой «организацией», несущей в себе особый смысл и высокие цели.

Но как организовывается и на каких принципах работает махалля? Какие личностные и какие общественные вопросы регулирует? Об этом и о том, что каждый из нас может сделать для своей махалли, рассуждали участники проекта «Лекторий», инициированного социальным отделом ДУМ РТ, вместе с лектором Ахмадом Абу Яхъя.

Рано или поздно, каждый из нас покидает родительский дом, выходит из привычной с детства ему среды. И куда человек попадает после этого? В социум. В определённые общественные взаимоотношения, где он начинает самореализовываться, ставить перед собой высокие цели и достигать их. Но каждому человеку, как существу социальному, нужно общество. Конечно, мы можем жить вне общества. Но это удел одиночек касается либо выдающихся личностей, меняющих ход истории, либо тех, кто просто выживает. Если мы обратимся к истории ислама, то обнаружим, что пророки и выдающиеся учёные исламской общины периодически уходили от людей, для подготовки к пророчеству, для серьёзной работы над своими трудами и над собой.

Для нас тоже иногда бывает полезным отделиться от общества, подумать, расставить свои мысли по местам, побыть наедине с собой, проветрить голову. Но нельзя забывать о том, что мы часть общества, часть махалли.

- Махалля – средство защиты традиционных ценностей мусульман, способ жить по шариату в светском государстве. Это комфортная среда для практикующего мусульманина, которая предоставляет ему всё необходимое, это возможность самоорганизации, - отмечает Ахмад хазрат. – Это та самая система взаимоотношений, которая ведет человека к успеху в обоих мирах.

Психологи говорят, что мы не просто нуждаемся в социальных контактах, но в ощущении принадлежности к конкретной группе. Люди складываются в группы исходя из своих ценностей, определённых установок.

- Объединяющий критерий здесь – это общность интересов. Религиозная общность – для нас это главный фактор. Объединиться вокруг истины, на основе правильных, истинных ценностей.

В Сунне много указаний на то, что для мусульманина лучше держаться общины. Но что такое махалля, что она собой представляет? Махалля – принцип мирной самоорганизации мусульман. Это не военизированные отряды, не псевдоисламские группировки. По сути «махалля» - это «квартал города», единица территориального устройства. Центр махалли – мечеть. И это неслучайно: вся жизнь мусульманина протекает вокруг мечети, от рождения и до самой смерти. С радостной новостью, с горечью мы идём именно в мечеть.

- Дореволюционная махалля представляла собой форму местной самоорганизации, у которой был свой комитет. Так или иначе люди контактировали с властями, чего-то добивались, то есть представляли интересы мусульман перед правителями государства. К тому же очень сильна в махалле функция социального сдерживания: если кто-либо из её членов не боится наказания Всевышнего, то здесь свою роль играет боязнь общественной неприязни, изгнания из общины.

По словам лектора, если мы хотим возродить систему махалли в современном обществе в первоначальном её значении, надо смотреть на фигуру имама.

- Он сам должен осознавать свою роль и к тому же обладать подходящими качествами. Это человек, который следит за тем, чтобы в махалле соблюдался шариат. Подобная система работала веками. Помимо всего вышеперечисленного, махалля – это ещё и совет, шура, со специалистами, консультация по различным вопросам, это коллективный разум. Должны быть и свои вакфы, развитие внутреннего производства. Мы должны помогать друг другу в благом.

Что мы можем сделать, как активные мусульмане, на сегодняшнем этапе для возрождения махалли как формы организации мусульман в светском обществе? По мнению лектора, в первую очередь можно и нужно принимать участие в жизни уже действующих приходов.

- «Что я могу сделать для махалли? Со своими навыками, со своей профессией и возможностями?» - это те вопросы, которыми мы должны задаваться. Ведь поддерживать можно не только деньгами, но и своим трудом, бесплатным консультированием по вопросам, в которых вы являетесь экспертом, поддержкой образовательных проектов. Можно делать наставления, помогать братьям и сёстрам жить по шариату, таким образом проявляя неравнодушие к судьбе людей из твоей махалли. Это и есть вид поклонения – приносить пользу мусульманам. Нам нужны разные специалисты в абсолютно различных сферах. И только через возрождение махалли возродиться всё общество. Другого пути нет.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle