• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Красота человека - в красоте его письма

Время чтения: 5 мин
19845

У арабов есть пословицв: «Красота человека - в красоте его письма». Недаром и в прошлом, и сейчас каллиграфия – это искусство.

Любопытно, что современные медики установили положительное влияние «рукописной красоты» на психику человека. По их мнению, каллиграфия вырабатывает сосредоточенность и целеустремлённость, учит управлять эмоциями, дарит гармонию души и тела.

Знали ли об этом наши предки, мастерски владевшие искусством каллиграфии? Мы пригласили к разговору Гузель Фуадовну Валееву-Сулейманову, доктора искусствоведения, главного научного сотрудника Института истории им.Ш.Марджани АН РТ, профессора Казанского архитектурно-строительного университета.

- Гузель Фуадовна, каково историческое прошлое шамаиля и искусства каллиграфии?

Истоки каллиграфии связаны с принятием нашими предками Ислама. И в булгарский, и в золотоордынский периоды, а также  и в период Казанского ханства это искусство процветало. Рукописные образцы тех трёх периодов практически исчезли. Однако, сохранившаяся часть эпиграфики в г.Булгаре и на старинных кладбищах сел Заказанья, свидетельствует о великолепном владении искусством каллиграфии мастерами-камнерезчиками  

Шамаиль, как вид каллиграфического искусства, известен с середины XIX века, т.е. он появился в татарской культуре достаточно поздно. Эти «мусульманские картинки», как их называли русские источники, первоначально размещались на стенах, как обереги, например, над дверью или в простенках между окнами в традиционном татарском жилище. Позднее шамаиль превратился в символ дома татарина-мусульманина. Практически каждый из татар-мусульман имел дома шамаиль. Это искусство достигло достаточно высокого уровня в своем развитии.

Сначала это была живопись маслом на стекле, затем появились вышитые шамаили – ляуха. Женщины вышивали их золотом, помещали в рамку и вешали на стену. В конце 19-начале 20 вв. широкое распространение получили печатные (они тиражировались типографиями) шамаили. Были распространены и, так называемые, «аятель-корси», написанные на бумаге тушью или гуашью арабографичные религиозные тексты, причём необязательно именно  «Аль-Курси» из Корана. 

В итоге, несмотря на некоторые различия, в понятие шамаиль включали стеклянные, бумажные, тканевые панно,  которыми украшали интерьер татарского дома. Их содержательная часть была связана с Кораном, нравственного характера назиданиями, иногда писали татарские пословицы, стихи. Но в основном это были коранические тексты.

-Как и в какой период времени каллиграфия и шамаиль начали уходить из жизни народа?

С приходом советской власти, а затем с переходом от арабской графики к латинице основы шамаиля, можно сказать, были подорваны. Позже от латиницы перешли к кириллице, и шамаиль, как вид религиозного искусства, был под запретом. Это произошло в 20-е годы прошлого века, и в течение следующих 70 лет - до периода перестройки – искусство шамаиля, практически, не получило  развития.

Читайте также: "Татарское декоративное искусство не уступает лучшим мировым образцам"

Правда, в отдельных деревнях народные мастера, в основном из рода татарских мулл, владевшие графикой арабского шрифта, продолжали негласно изготавливать шамаили. Это были самодеятельные, любительские работы. Из профессиональных художников в советское время только народный художник РТ и РСФСР Баки Урманче создал несколько графических шамаилей, которые смог выставить в 1990-е гг.  Он игнорировал идеологический запрет, поскольку понимал, что это искусство имеет многовековую традицию. По сути дела, он возродил это искусство и дал ему импульс развития в творчестве профессиональных художников.

- Кто сегодня из художников работает над шамаилями?

После перестройки у нас появилась целая плеяда каллиграфов, художников-шамаилистов. На сегодняшний день много и маститых, и молодых художников. Среди них, один из первых энтузиастов возрождения искусства шамаиля – Н.Наккаш, известными стали имена В.Попова, Р.Шамсутова, Р.Салахутдинова, Ф.Гирфанова, С.Гилязетдинова, Р.Марданова и много других.

Среди современных авторов шамаилей большинство владеют  арабской графикой. Ведь без неё – шамаиль теряет свою сущность. Каллиграфия и текст ею исполненный занимают центральное место в шамаиле, а его оформление в виде декорированного фона - вспомогательное.

Есть небольшая группа тех, кто не владеет знанием арабской графики, а лишь копирует имеющиеся надписи. В основном, это золотошвейки, которые, как и раньше, изготавливают ляухе,  вышивая золотными или шелковыми нитями по нанесенным заранее контурам букв.

Среди художников тоже встречаются копиисты, копирующие арабскую графику. Однако их не владение арабской графикой обычно трудно скрыть.

Читайте также: Напевы волжских узоров: история татарского орнамента

- В чем, на Ваш взгляд, причины возрождения каллиграфии и шамаиля?

Надо учитывать, что мусульманская религия обрела важное  значение в духовной жизни общества. В конце 1990-х гг. была объявлена свобода всех конфессий, и на ислам было снято идеологическое давление.  В Татарстане появилось много новых мечетей,  произошло возрождение мусульманского самосознания.

В среде художников возник интерес к исламскому искусству, как части национальной культуры татар.  И, конечно, к традициям татарских шамаилей, искусства каллиграфии. Появились заказчики, желающие иметь шамаиль, который постепенно стал символом  татарского мусульманского дома. При этом важно учитывать, что шамаиль отражает не только этноконфессиональное, но и национальное самосознание татар.

Эти тенденции в последние годы усиливаются. Многие не только приобретают шамаили, но и заказывают тугры (персональный знак с  надписью имени), шеджере (родословные), а также просто надписи своих имён арабской графикой. Эти жанры каллиграфического искусства были забыты и появились совсем недавно, хотя  и имеют тысячелетнюю историю. Они теперь заново возрождаются.

Беседовала Гузель Ибрагимова

* авторские права защищены

Социальные комментарии Cackle