• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Каким должно быть мусульманское государство? Саудовская Аравия - пример того, как не должно быть..."

Время чтения: 3 мин
3975

Проблема взаимодействия ислама и политики стояла перед людьми со временем появления религии и государства. Говорить, что понятие «политический ислам» возникло в последние десятилетия опрометчиво. Достаточно вспомнить времена правления четырех праведных халифов. Однако в современных реалиях вопрос об успешном совмещении религиозных требований и политической карьеры стоит особенно остро. О том, что представляет собой исламская концепция политического устройства общества и каковы принципы построения халифата, обсудили в рамках круглого стола «Ислам и политика в реалиях XXI века» в Российском исламском институте.

- Начиная с первых дней возникновения «Исламского государства», эта проблема приобрела особую актуальность, - отметил ректор РИИ Рафик Мухаметшин. – Если мы с вами обратимся ко времени праведных халифов, то заметим, что уже в то время остро стоял вопрос совмещения богобоязненности и правильного политического правления.

Где политическая модель мусульманского государства? Где она была выстроена? Возможно ли каким-либо образом ту политическую систему, которая была при Пророке (мир ему и благословение) после его переселения, воссоздать в нынешних реалиях? Будет ли эта модель наиболее оптимальной?

- И вообще, каким сегодня должно быть мусульманское государство? – обратился к участникам круглого стола Рафик Мухаметшин. – На этот вопрос ответа мы не найдем, так как невозможно указать оптимальную модель халифата. Если взять Саудовскую Аравию, то это пример того, как не должно быть. В этом государстве у власти стоят кланы, все уже расписано на столетия вперед. Если говорить об Иране, то для нас, суннитов, шиитская модель правления тоже не приемлема, поскольку идет различие в институтах. Интересная модель государства была в Ливии.

Вопрос взаимодействия ислама и политики в реалиях XXI века не потерял своей актуальности. Сейчас, когда на Ближнем Востоке можно наблюдать процесс переформатирования («арабская весна»), который, к сожалению, привел пока к уничтожению существующих традиционных государственных образований на территории мусульманского Востока.

- Европа в этой ситуации выполняет функции разрушителя. Начиная с крестовых походов, жители восточных стран от Европы еще ничего хорошего не видели. Сейчас, безусловно, эта политика продолжается, но уже более изощренно. Все это привело к развалу Ирака, Ливии, сейчас Сирии.

Если углубиться в историю, то можно заметить, что до XVIII века ислам был совершенно другой. Можно проследить развитие исламской цивилизации, культурные ценности, взаимоотношение к другим цивилизациям. Ислам не знал негативных явлений, столь характерных для современного мира. Это было чуждо для исламского мира. Свою роль в этом сыграли те идеологи, которые пришли на постколониальной волне, в том числе и Саид Кутба, которые внесли в ислам элемент сильной политизации.

- Именно вследствие деятельности таких реформаторов ислам приобретает иное лицо – становится политизированным.

- Политика – неотъемлемая часть жизни общества, поэтому мусульмане, живя в обществе, в государстве должны изучать политические процессы и знать их, - в свою очередь отметил проректор по научной работе РИИ Рафис Закиров.

О попытках создания халифата различными радикальными организациями рассказал Саид Дамир Шагавиев, заведующий отделом истории религий Института истории им. Ш.Марджани АН РТ.

- Термин «политический ислам» новый и появился лишь в XX веке. На сегодняшний день единого понимания этого явления нет. Когда начинается политический ислам? Некоторые исследователи считают, что об этом можно говорить после 1979 года, когда была создана Исламская республика Иран. Есть мнения, что политический ислам – более раннее явление, относящееся к первой половине XIX века.

Политический ислам – попытка использования исламских ценностей, элементов ислама, шариата, чтобы захватить власть. Это определенные организации, группы, пытающиеся через исламский фактор взять власть в свои руки.

Все знакомы с результатами правления государством четырьмя праведными халифами, бывшими сподвижниками Пророка (мир ему и благословение). Но, несмотря на высокий нрав и следование предписаниям шариата, уже через 20 лет халифат раздирали войны. Встает резонный вопрос: а достаточно ли быть богобоязненным, правоверным мусульманином, чтобы стать хорошим политиком и создать халифат?

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle