• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как сочетаются между собой традиции и шариат?

Время чтения: 4 мин
4502

Татарский народ – один из самых древних народов, богатый не только своей многовековой историей, но и необычайными по красоте и замыслу традициями, передающимися из поколения в поколение. А что легло в основу этих уникальных традиций, соответствуют ли они канонам ислама, что с принятием Волжской Булгарией в 922 году ислама изменилось, а что приобрело новые очертания? О том, как сочетаются между собой традиции и шариат, и зашла речь на очередном заседании дискуссионного клуба в стенах Галеевской мечети.

В качестве экспертов выступили имам мечети «Куддус» и член Совета улемов ДУМ РТ Рустам хазрат Валиуллин и  директор республиканского центра развития традиционной культуры Фанзиля Завгарова.

– Стоит отметить, что практически весь татарский народ принял ислам мирным путем, а не ножом. И это очень редкий случай. Татарскую нацию от всех остальных, не в обиду представителям иных народностей, всегда отличали две черты характера. Это остро выраженная любовь к чистоте и обостренное донельзя чувство справедливости, которое зашкаливает. Такому требовательному человеку не угодит ни одна религии, кроме единственно верной и истинной религии. По счастью именно такой религией является ислам. Ислам призывает быть справедливым и честным, эта религия влюбила их в себя своей чистоплотностью и опрятностью. К тому же, как нам всем с вами известно, перед каждым из пяти намазом необходимо брать тахарат. Многие даже говорят, что мусульмане, мол, как утки – постоянно в воде. Эта обязанность полностью удовлетворяла любви к чистоте и опрятности татар.

Татарский народ принял ислам, имея свой огромный пласт традиций. К примеру, с принятием ислама, наш народ несколько изменил правила захоронения. Коснулось это и проведения 3,7 и 40 дней после похорон. И до ислама было характерно проведение маджлисов через определенное время после гибели человека. Что характерно, если ранее во время таких встреч принято было говорить добрые слова о покойном, то с принятием ислама стали больше поминать Аллаха. Причем распространенное мнение о том, что татарские муллы хотят за счет подобных собраний набить свой желудок, глубоко неверно. Как отметил хазрат, это все "просто байки".

– Издревле у нашего народа было принято, если погибший был из бедного слоя населения, то заботы о его проводах в иной мир брала на себя мечеть, богатые люди. Это был один из способов заработать саваб.

По словам Фанзили Завгаровой, исламское мировосприятие лежит в основе самого существования национальных татарских традиций, в самом татарском менталитете. И это мышление нельзя поменять в одну секунду, это навсегда остается внутри человека, внутри семьи. То же самое гостеприимство, которое характерно для всех тюркских народов.

– Всегда мамы учили своих детей, чтобы у них в запасе была либо коробка конфет, либо какие-то сладости. Вдруг неожиданно гость заглянет. Такого человека всегда надо было накормить, напоить чаем. Любой мусафир, который постучал в твои двери, открыл ворота, может оказаться Хызыр-Ильясом. И если ты не окажешь путнику должного уважения, то он может унести с собой бэрэкат. Бэрэкэт – это когда вся семья здорова, собирается часто вместе и все счастливы. Вот попробуйте перевести это понятие на русский язык. Невозможно. Очень многие явления татарского народа на русский язык перевести нельзя, так как таких явлений у этого народа нет.

У татар Хызыр (или Хызыр-Ильяс) — это пророк, испивший живую воду и получивший бессмертие до конца света. Он обычно в обличии путника или нищего встречается в пути, приходит на помощь нуждающимся, творит чудеса и наказывает людей жадных, имеющих плохие намерения. Поэтому его имя часто упоминается в напутствии тем, кто собирается в дорогу. У татар и по сей день существует поверье, что случайно встретившегося в дороге старика ни в коем случае нельзя обидеть, это может быть сам Хызыр, принявший обличие путника или нищего. Если таковой заглянет в ваш дом и попросит поесть, обязательно надо его накормить и обогреть. Тогда в доме всегда будет изобилие. А если обидишь этого путника, то он может и наказать тебя за это. Имя Хызыра упоминается и в татарских дастанах. Здесь он чаще выступает как защитник обиженных и приходит на помощь герою в самую трудную минуту.

Как отметила Фанзиля Завгарова, даже те люди, которые не соблюдают все предписания шариата, не читают намаз, на 75% их образ жизни, их мысли состоят из исламских нормативов. Это перенимается с молоком матери.

– В нашей татарской национальной среде, в наших мозгах это крепко сидит, заложено на генетическом уровне. Достаточно вспомнить слова и действия наших бабушек, когда они открывали ворота, когда что-то закрывала и запрещала делать, потому что Всевышний накажет.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle