Истинный мусульманин преодолевает трудности именно так
Как часто мы слышим от своих единоверцев «Прояви сабр. Где твой сабр?», а в ответ лишь отмахиваемся, считая, что терпение и молодость – две несовместимые вещи. Но Коран гласит: «Воистину, Аллах с терпеливыми» (Сура Аль-Бакара айат 153). Так что есть терпение и почему оно так важно в жизни каждого правоверного мусульманина? Объяснения этому можно найти как в Коране, так и в хадисах.
О том, что есть сабр и почему терпение является одним из самых важных качеств мусульманина говорили на лекции в Галеевской мечети.
Какая бы напасть ни коснулась верующего человека, его богобоязненные друзья, проявляя сочувствие, обязательно напомнят, что нужно проявлять терпение. Подобные советы зачастую человеку, попавшему в трудную ситуацию, кажутся бесполезными, даже иногда вызывают раздражение. Вся польза проявленного терпения видна, когда все испытания остались позади.
Красивейшим терпением обладают те, кто скромен перед Всевышним. примерами этого являются пророки и посланники Его. Пророк Аюб (мир ему)потерял практически все, что имел, будучи ранее человеком очень богатым. Потеряв и богатство, и многочисленное потомство, и здоровье, он проявил поистине огромное терпение. А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) отправился с дааватом в Таиф. После долгого путешествия, когда он прибыл туда с наилучшим, что было у него, полный надежд, что его сафар будет успешным, жители этого города не только не приняли его проповедь, но и закидали его камнями.
Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Взываю к Тебе за свою слабость, неспособность, и за свое унижение перед людьми. О, Милостивый из всех милостивых! Ты Господь слабых, Ты и мой Господь. На кого Ты меня оставляешь: на врага, который смотрит на меня со злобой, или на врага, который властвует надо мной? Если Ты не разгневался на меня, то, что бы со мной ни случилось, нет разницы, но все же быть здоровым легче. Сиянием Твоего величия, осветившим темень, которым улучшились мирские и ахиратские дела, я ищу защиты от Твоего гнева надо мной, и от ниспослания его на меня, нет силы и мощи, кроме как от Тебя».
А сколько надо терпеть? Сколько понадобится. Ведь ради любимого человека мы способны на многое, а почему мы забываем о любви к Всевышнему? Разве есть что-либо в этом земном мире, что невозможно вытерпеть ради Создателя?!
«Величина награды зависит от величины испытания, и если Всевышний Аллах возлюбит какой-то народ, то испытывает их». Кто остался доволен предопределением Аллаха и Его установлением на земле, даже если оно выражается в бедствиях и невзгодах, тот приобретает довольство самого Аллаха. Если же Аллах доволен своим рабом, то вместе с этим довольством человек получает ключ ко всем благам и защиту от всякого зла. Но если человек проявляет раздражение и злится на предопределение своего Господа, то и Аллах гневается на него, и этого уже достаточно как наказания.
Другой момент, что мы торопимся получить награду за свое терпение. Нам нужно увидеть результат этого здесь и сейчас. При этом мы забываем, что важнее заслужить довольство Аллаха, чем пытаться получить все блага здесь, в этой жизни. Мы забываем, что посланные нам испытания иногда служат мерилом, благодаря которому человек заслуживает Рай по милости Аллаха. В одном из хадисов говорится: «Когда Всевышний заранее предопределил для Своего раба особый уровень в Раю и когда раб не достигает его своими деяниями, Всевышний испытывает его, посылая болезни, или лишая имущества, или посылая испытания на его детей. Затем человек проявляет терпение, благодаря чему достигает той степени, которую Аллах предопределил для него» (имам Ахмад).
«Ни одному человеку не даровано ни чего лучше и обширнее чем терпение» (Аль-Бухари, Муслим). Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Терпение для Веры, то же, что голова для тела», затем он возвысил голос и сказал:
«Истинно! Нет Веры у того, у кого нет терпения!».
Само терпение подразделяется на несколько видов.
1. Терпение в повиновении приказам Аллаха. Это лучший из видов терпения. К примеру, когда мусульманин проявляет терпение, совершая молитву в свое время, выполняя все столпы и обязательные элементы. Также терпение в послушании и благодеянии к родителям, или в соблюдении хиджаба для женщины.
2. Терпение при оставлении грехов, которые запретил нам Аллах.
3. Терпение бед, предопределенных Аллахом. Это терпение во время бедствий и несчастий, которые касаются самого человека, его семьи или его имущества. Если человек попал в беду, потерял имущество или горе коснулось его детей, но при этом он знал, что всё происходит только по воле Аллаха, терпел, надеялся и был полностью покорен установлению Господа, то Аллах ему заменит его потерю верным руководством в сердце, светом, спокойствием и истинной убеждённостью. Также не исключено, что за проявленное терпение Аллах восполнит утрату чем-то лучшим.
В последнем хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил страшную угрозу тем, кто совершает действия, указывающие на нетерпение и недовольство предопределением Аллаха:
1. Когда человек бьет сам себя по щекам от горя по умершему человеку.
2. Когда человек рвёт на себе воротник одежды, по той же причине, как это было принято у многобожников в доисламскую эпоху.
3. Когда человек голосит, выкрикивая слова сожаления, громко причитает и оплакивает покойника, зовёт на себя горе и погибель, и кричит, что-то вроде: «горе мне горе», «нет смысла жить без тебя», «лучше бы я умер вместо тебя» и т.п.
В одном из хадисов Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) указывал на запрет проявления нетерпения. «Если Аллах желает своему рабу блага, то он ускоряет возмездие за его грехи в этой жизни, а если он желает своему рабу зла, то удерживает то, что полагается ему за его грех, до тех пор, пока он не получит сполна в Судный День» (Ат-Тирмизи).
Во время бедствий мусульманин должен быть терпеливым, надеяться на милость Аллаха, хорошо думать о своем Господе, стремиться к Его награде, и не должен проявлять недовольства и гнева. Мусульманин знает, если Аллах предопределил нечто такое, что ему неприятно, то во всем этом заключена великая мудрость и польза для человека. Благодаря бедам, стираются скверные дела, возвышается степень человека, прибавляются благие дела, и это может стать причиной его входа в Рай. Аллах сказал: «Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими».
Тот, кто готов всю жизнь прожить в ожидании награды, заслужит ожидаемое счастье: довольство и любовь Создателя.
Ильмира Гафиятуллина, Казань