• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Ислам – это религия образованных, высоконравственных, здоровых духом и телом людей"

Время чтения: 10 мин
2438

Как можно обезопасить молодёжь от влияния экстремистских, деструктивных течений? Какую роль в этом играют Духовные управления мусульман? Есть ли польза от издания религиозных книг, которые простым языком объясняют основные религиозные постулаты и развенчивают идеологию радикальных культов? Как правильно вести работу с теми, кого удалось вытащить из лап деструктивной гидры и стоит ли их привлекать к профилактической работе?

Обо всём этом эксперты с мировым именем со всей России и из Германии в течение трёх дней беседовали сначала в Москве, а потом и в Казани. Это стало возможным в рамках Российско-Германского семинара для специалистов по работе с молодёжью «Профилактика радикализма в молодёжной среде».

 

Молодёжь и радикализм: как разделить эти два явления?

В целом, стоит отметить, как подчеркнул руководитель Аппарата антитеррористической комиссии Республики Татарстан Ильдар Галиев, Татарстан представляет собой регион с высоким уровнем межнационального мира и согласия, где очень дорожат исторически сложившимися добрососедскими отношениями между представителями 173 национальностей и различных религий.

- Угроза проникновения на территорию Татарстана чуждых радикальных идеологических течений воспринимается очень чувствительна. Для недопущения террористических актов впредь ведётся большая работа по поддержке официальных религиозных структур, дерадикализации боевиков, возвращение к мирной жизни людей в Сирии. Опыт изучения личности террористов свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве эти люди родились в неполных или дисфункциональных семьях, где в норме вещей было насилие со стороны отца, унижение матери. Дезориентация ребёнка приводит к депрессии, накоплению внутреннего напряжения, которое во взрослом возрасте выливается в кризисы, в том числе и в открытую ненависть с применением физического и психологического насилия. Как правило, такие дети испытывают значительные сложности в адаптации и ищут нишу, где им бы было комфортно.

Молодёжная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Возможность реализовать этот потенциал представляется в субкультурном поле, где значительная часть групп ориентирована на насильственные действия, что приводит к участию в террористических организациях и последующему осуждению. Если проанализировать ситуацию, сложившуюся в последние годы, то можно заметить активизацию ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По словам аналитиков, возраст четырёх из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.

- С чего же начинать здесь профилактику? Её стоит начинать с работы с семьями, помощи в самореализации. Особую роль здесь играют межведомственные структуры, деятельность которых налажена не только в крупных городах республики, но и в муниципальных районных образованиях Татарстана. Главная задача, стоящая перед рабочими группами, - это поиск подхода к каждой семье, установление доверительных отношений, чтобы в последующем члены таких семей напрямую обращались к нашим сотрудникам.

Само по себе выстраивание доверительных отношений позволяет продолжать диалог, транслируя в семьи ценности понимания, стимулировать и развивать позитивные изменения. Существует даже и активно используется регламент межведомственной кооперации психологических служб, который предусматривает психологическое сопровождение процесса дерадикализации.

- В первую очередь нужно максимально точно и полно определить спектр факторов, которые привели человека к такой жизненной ситуации. Здесь же происходит формирование комплексного заключение с рекомендациями о стратегии дерадикализации. Далее следует повышение уровня психологических знаний социального окружения категории особого внимания. Здесь уже действует формат отношений вовлечённый – куратор (к примеру, классный руководитель, старший товарищ, сотрудник социальных служб). Основная задача на этом этапе – формирование компетентной среды. Третий этап – это уже непосредственное оказание психологической помощи и активизация внутренних ресурсов личности, самостоятельная ресоциализация. Четвёртый этап представляет собой дальнейшее опосредованное сопровождение устойчивых позитивных тенденций.

Немало важным аспектом профилактической работы является содействие при трудоустройстве, вовлечение в позитивную общественную деятельность, адресные приглашения на праздничные, торжественные, спортивные мероприятия. При этом очень важно установить доверительные отношения с радикализованным элементом и регулярно их укреплять.

Здесь важен даже не уровень профессионализма или наличия современных технологий, а именно простое человеческое отношение к человеку, стремление его понять и оказать поддержку. Особенно это относится к сотрудникам правоохранительных органов, которые могу содействовать пересмотру прежних взглядов радикализованного человека, который ранее во всех сотрудниках соответствующих структур видел лишь врагов.

Особый интерес в сфере профилактики деструктивных идей представляют успешные практики европейских стран. По словам заместителя директора Центра исламоведческих исследований АН РТ Ильшата Мухаметзарипова, среди зарубежных программ в части проработанности интерес представляет британская программа «Prevent», разработанная в рамках мероприятий по борьбе с терроризмом.

- В числе её достоинств можно обозначить сочетание профилактики и дерадикализации, создание смешанных рабочих групп на проблемных территориях из числа психологов, социальных работников и представителей полиции, активное участие религиозных деятелей; информирование учащихся и преподавателей школ и университетов; работу с интернет-пространством (специальные программы мониторинга, антиэкстремистские визуальные, аудио- и видеоматериалы). С другой стороны, программа критикуется правозащитниками и некоторыми экспертами за формализм, отсутствие реальных результатов, создание атмосферы доносительства и недоверия между социальными группами, распространение «исламофобии».

Если же говорить об эффективной работе с неблагоприятными социально-экономическими факторами, способствующими радикализации, то стоит обратить внимание на датскую программу в г. Орхус.

- В ходе личных встреч с потенциальными радикалами, участники пытаются решить, в первую очередь, их социально-экономические проблемы (жильё, трудоустройство, образование, медицинская и психологическая помощь и пр.), а также обучить их навыкам, необходимым для успешной социализации и реинтеграции (умение общаться, самоконтроль, эмпатия, критическое мышление). Но, к сожалению, эта программа ориентирована сугубо на дерадикализацию, являясь программой «выхода», и не предусматривает сложного комплекса мер по работе с молодёжью. Кроме того, существуют определенные трудности при её адаптации под местное законодательство (во многих странах существует уголовное наказание за членство в экстремистских и террористических организациях, тогда как в Дании подобного нет). В Германии, к примеру, можно выделить целый ряд интересных проектов, в частности, реализуемых «Германским институтом по изучению радикализации и дерадикализации».

К достоинствам немецких программ следует отнести работу с семьями и родственниками потенциальных радикалов, с использованием системы социальной помощи населению; работу с тренерами и молодёжью в рамках спортивных клубов и секций; обучение учащихся контролировать проявления агрессии и избегать «буллинга»; методы информирования населения об опасностях экстремизма (в том числе с использованием интервью с бывшими приверженцами радикальных мировоззрений); проведение мероприятий по интеграции мигрантов и снижению недоверия между ними и принимающим сообществом. Однако и немецкие программы имеют локальный характер, а также ощущается нехватка ресурсов, особенно в свете увеличения числа молодых мигрантов в последние годы.

 

Просвещение – преграда на пути гидры радикализма

Пожалуй, каждый, кто занимается профилактикой проявлений радикальных идеологий в обществе, в первую очередь говорит о необходимости просвещения, необходимости получения базовых религиозных знаний, которые помогли бы отличить истинное вероучение от придуманных вербовщиками постулатов. Особую роль в этом ликбезе играют официальные духовные лица, в том числе и Духовное управление мусульман Республики Татарстан, которое проводит активную молодёжную и социально ориентированную политику, ставя во главу угла желание укрепить межнациональные и межрелигиозные связи в республике.

– Вся наша многоплановая деятельность направлена на то, чтобы разрушить в сознании людей ассоциативный ряд «Ислам и экстремизм, радикализм, терроризм», - заверяет муфтий Камиль хазрат Самигуллин. – Своей работой мы пытаемся показать, что Ислам – это религия образованных, высоконравственных, с активной гражданской позицией, здоровых духом и телом людей. Именно такую идею мы реализуем в рамках молодёжной политики.

Здесь нельзя не остановится на всё набирающем обороты волонтёрском движении «MuslimVol», насчитывающего свыше 1000 представителей мусульманской активной молодёжи. Особое внимание в этом направлении уделяется образовательной сфере жизнедеятельности мусульманской молодёжи. И речь не только и не столько о получении начального или высшего религиозного образования, сколько о всевозможных мероприятиях.

Каждые две недели активные мусульмане и мусульманки собираются в стенах Галиевской мечети и обсуждают наиболее актуальные темы Ислама, волнующие умы молодежи и требующие досконального объяснения. Среди поднимаемых вопросов такие вопросы, как смешанный брак, отношение к музыке в исламе, может ли интернет заменить устаза, вакцинация – хорошо или плохо, женитьба, как стать успешным мусульманином/мусульманкой? Мусульманский дискуссионный клуб представляет собой площадку для обсуждения актуальных вопросов, в ходе которого участники могут не только обсудить наболевшие темы, но и прийти в ходе дискуссии к истине.

Ещё одним из проектов по самореализации мусульманской молодёжи является проведение в летний период уже традиционного Республиканского форума мусульманской молодёжи. Впервые форум прошёл в прошлом году. Этот форум – это хорошая возможность не только провести бесценные дни на природе, увидеть заповедники и окунуться в традиции татарского народа, но и духовно насытиться, приобрести новые и укрепить старые связи, которые сформировались в течение всего года. Это площадка для встречи мусульманской молодёжи с представителями уммы других регионов России.

В программе есть квесты, командообразующие мероприятия, общение и всевозможные тренинги. Таким образом, участники посещают не только лекции, где получают бесценные знания, но и принимают активное участие в спортивных мероприятиях, дебатах, интеллектуальных играх.

Отдельного пристального внимания заслуживает и уникальный проект – федеральный мусульманский call-центр «Даруль-ифта», специалисты которого консультируют мусульман России по различным богословским вопросам в режиме он-лайн.

Говоря о просветительской работе татарстанского муфтията нельзя не затронуть деятельность Издательского дома «Хузур». Как отмечает директор ИД Ришат Хамидуллин, всего за 6 лет своей деятельности «Хузур» стал крупнейшим исламским медиахолдингом в России, который включает первое мусульманское телевидение «Хузур ТВ», электронную библиотеку «Даруль-кутуб», где хранится около 1500 редких и старинных книг по богословию, самый популярный исламский портал в России «Islam-today», который ежемесячно посещают свыше 2 млн. человек.

В рамках сайта «Ислам против террора», стартовавшего в 2016 году, молодёжи разъясняется, как распознать экстремизм и не попасться на удочку преступников. Издаваемая «Хузур» печатная продукция позволяет не только доносить до жителей Татарстана, регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья истинные ценности традиционного ислама, но также развенчивает лжеидеологии радикальных течений, выступающих якобы от имени религии Ислам.

Для справки: Российско-Германский семинар проходил в рамках реализации Программы российско-германских молодёжных обменов на 2019 год. Организаторами семинара стали Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, МИРЭА-Российский технологический университет, выполняющий функции Российского координационного бюро по молодёжным обменам с ФРГ, и Фонд «Германо-Российский молодёжный обмен» (ФРГ) при поддержке Института востоковедения РАН, Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» и Академии наук Республики Татарстан.

В мероприятии приняли участие порядка 50 человек из России и Германии – специалисты по работе с молодёжью, преподаватели вузов, эксперты, представители духовной сферы.

В рамках образовательной программы семинара в Казани участники смогли ознакомиться с опытом Республики Татарстан в сфере профилактики радикализма в молодёжной среде. В качестве экспертов в семинаре приняли участие руководитель Аппарата антитеррористической комиссии Республики Татарстан Ильдар Галиев, директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Ринат Патеев, руководитель консультационного центра «Диалог» при Ресурсном центре развития исламского и исламоведческого образования КФУ Ренат Музаферов и другие.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle