• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ильдар Шайхутдинов: "Самобытный этнический вкус у татар в крови"

Время чтения: 6 мин
8813

Традиция изготовления узорной кожаной обуви является уникальной, присущей исключительно татарской культуре и издавна славится по всей России. Знаменитые татарские вышитые сапоги ичиги сегодня можно увидеть не только на сцене, но и в повседневной жизни. Мода на кожаные изделия с национальным орнаментом вновь начинает набирать обороты. Ведь такая обувь, кроме своего основного предназначения, способна поднять настроение тем, кто устал от серой однообразности и обыденности жизни, сподвигнуть на изучение своей богатой и многолетней истории.

Испокон веков для пошива ичиг требовался ручной труд в тандеме с отдаваемым мастером душевным теплом. Сейчас ничего не изменилось, за исключением одного – мастеров этого дела стало еще меньше. Мы встретились с таким человеком и окунулись в таинство создания татарской национальной обуви, радующей глаз и приятно согревающей ногу. Но прежде, чем раскрыть для вас завесу тайны создания ичигов и кожаных носков, давайте вспомним, что такое ичиги и откуда они пришли в нашу культуру.

Существует предположение, что слово «читек» («ичиги») является укороченным производным от «чигелгән итек» – «вышитые сапоги». В пользу этого мнения говорит и современный русский вариант «ичиги» (ичетыги), произошедший от «эчке итек» – сапоги, на которые надевается внешняя обувь. Ичиги особенно ценились нашими дедушками и бабушками, которые соблюдали обряды исламской религии.

Такая обувь была незаменима при посещении мечети и совершении намаза, поскольку при выполнении некоторых условий освобождала от необходимости мыть ноги во время ритуального омовения перед каждой молитвой. По шариату такое допустимо.

Наши предки, волжские булгары, были признанными мастерами художественной выделки кожи и изготовления качественной одежды и обуви из мягких ее сортов, называемых юфть и сафьян. Вышитые национальные ичиги, башмачки высоко ценились на мировом рынке уже в позапрошлом столетии.

Так, например, в 1883 году в Париже татарские ичиги были награждены большой золотой медалью. А в 1920 году там же, в столице Франции, была представлена этнографическая продукция из различных стран. Утонченные эстеты французы восхищались зелено-красными вышитыми ичигами. Национальная обувь была удостоена приза. Наши ичиги выставлены также в музее в Германии как символ татар.

Самобытный этнический вкус у татар в крови. Орнаменты ичигов никогда не повторяются, – соглашается и сам мастер, Ильдар Шайхутдинов. – До революции выпускалось несколько миллионов пар обуви в год. Кожаная мозаика компоновалась отдельно. Разноцветные лоскутки соединялись при помощи конского волоса или цветных шелковых нитей.

Ильдар Шайхутдинов занимается изготовлением ичиг уже довольно долгое время. Буквально год назад мастер стал обучать и молодых своему искусству в Казанском колледже технологии и дизайна. Все занятия проходят в мастерской сапожника. Ильдар Гомерович стал первым в Казани преподавателем техникума по изготовлению ичигов. Отметим, что каждый инструмент для создания неповторимой пары обуви в национальном стиле мастер изготавливал собственноручно. Так, чтобы скрепить детали из кожи своеобразным, характерным только для казанских мастеров, ичижным шагом (так называется техника ручного шва, лежащая в основе изготовления татарской обуви), необходим специальный станок.

– Станки для работы я мастерю под каждого своего ученика индивидуально. Это и удобно, и позволяет параллельно следить за своим здоровьем, не допускать искривления позвоночника, – поясняет Ильдар Шайхутдинов.

Рабочий инструмент представляет собой ножной станок. Как отметил сам владелец мастерской по изготовлению ичигов, все инструменты, используемые в работе довольно просты. Даже нет потребности в использовании шила. Кожу мастер протыкает простыми иголками, насаженными на деревянный брусок. Причем, необходимо только две иголки – одна непосредственно для протыкания кожаного изделия, а вторая – для завязывания узелка. Механизм работы чем-то похож на ножную швейную машинку, только здесь все гораздо проще. Сама система шитья казанским шагом довольно проста и после двух-трех стежков руки сами выполняют несложные манипуляции. Как результат – красиво и аккуратно сшитые две кожаные детальки.

Как оказалось, на одну пару обуви у мастера уходит около недели. За это время проделывается вся необходимая работа – от снятия мерок и изготовления лекал, до сшивания готовых деталей и нанесения последних штрихов. Безусловно, чаще к Ильдару Шайхутдинову приходят девушки и женщины. Женские ичиги и чувяки делаются более легкими, яркими и красочными, чаще с использованием цветочных узоров. Редко заказчик хочет увидеть на обуви абстрактные фигуры.

– Ичиги можно делать как из простой кожи, так и обшивать их изнутри короткошерстным мехом, овчиной или мягким войлоком. При любом раскладе в такой обуви нога чувствует себя комфортно, воздух циркулирует. В такой обуви можно ходить абсолютно в любую погоду: летом они не нагреваются и сохраняют приятную прохладу внутри, зимой в ичигах довольно тепло, особенно если их еще обшить внутри мехом. Да и для длительных прогулок это самая что ни на есть удобная обувь – и ноги не болят, и прогулка в сладость, и блеснуть можно оригинальностью и неповторимостью.

Главное в изготовлении такой обуви – оригинальность и неповторимость орнамента, тогда и модель будет эксклюзивной, и порадует свою обладательницу.

Однако, как заметил наш собеседник, в первую очередь нужно выбрать хорошую кожу для ичигов или тапочек.

– Нужно выбирать пластичную и мягкую кожу из шкур крупного рогатого скота или козы.

Как же кусок телячьей кожи превращается в национальные ичиги с яркими орнаментами?

В первую очередь необходимо выбрать нужные лекала. У нашего мастера, занимающегося этим уже не первый год, лекал довольно много и разных форм. После снятия всех необходимых мерок, необходимо раскроить детали с использованием имеющихся лекал. При этом нужно оставлять небольшие надсечки на изнаночной стороне.

Далее подготовленный крой размещается на колодке и с помощью двух иголок, вышивальной нити и специальной штопальной иглы приступают к процессу изготовления изделия.

– В последнее время, помимо ичиг и чувяков, большой популярностью у населения пользуются ремешки, сумочки, кошельки и другие аксессуары, выполняемые в данной технике.

Аудитория довольно широка – это не только местные жители и этнические татары. Зачастую тапочки и ичиги везут гости из других регионов России и зарубежья домой, в подарок как символ и отличительную особенность Республики Татарстан. Так что недостатка в заказах нет.

Сейчас, как мы можем увидеть, наступила эпоха усиления этнических тенденций в моде. Возможно, в скором времени прохожих на улице перестанет удивлять девушка в красочных ичигах, привлекающих взгляд вышитыми в ручную орнаментами. Но у такого приятного факта есть и обратная сторона – смогут ли наши немногочисленные мастера успевать за спросом на рынке? Ведь каждая пара ичигов – это ручная работа, которая выполняется не один день. К этому еще стоит присовокупить тот факт, что рынок национальных изделий начинают заполнять китайские подделки.

На этом фоне проблеском надежды является тот же Колледж технологии и дизайна, в котором в прошлом учебном году впервые набрали группу, которую Ильдар Шайхутдинов обучает ичижному мастерству. С этого года студенты будут непосредственно, не отходя от производства, знакомится со всей техникой. Кто знает, может, из этих ребят вырастут хорошие мастера, способные продолжать традиции своего народа, сохраняя и преумножая их.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle