Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Чалма, посох и чернильница

2977

Чалма, посох и чернильница

В Казани стартовал новый проект – «Встреча без тюбетейки». В рамках кампании в неформальной обстановке раз в неделю будут проводиться встречи с известными религиозными деятелями и имамами, посетить которые смогут все желающие.

Первая лекция в рамках проекта «Встреча без тюбетейки» состоялась 31 марта. Гостем стал Рустам хазрат Батров, первый заммуфтия Татарстана. За своеобразным круглым столом первый лектор старался рассказать собравшимся об исламе как части культуры татарского народа.

Чалма, посох и чернильница

– Мы много говорим о религиозной составляющей ислама, и это очень важно, – начал Рустам хазрат Батров. – Помимо этого, ислам – явление гораздо более широкое. В целом, ислам всегда был больше, чем просто религия. Он был частью культуры, частью общего менталитета.

Общая идея выступления гостя заключалась в том, что понимание ислама как религии, в узком смысле слова, это, отчасти, навязанное понимание.

– Когда мы говорим об исламе, то говорим о целой культуре. В этом смысле ислам присутствует в жизни всех нас, даже светских людей – через фамилии, поговорки.

Особое внимание было уделено понятию «традиционный ислам».

В этой связи участники встречи вспомнили известное придание о трёх сподвижниках пророка, которые в древности приехали на землю волжских булгар и принесли ислам.

– В этой истории зашифрованы определённые культурные коды, определённые смыслы, которые рассказывают нам с вами о нас самих. Даже если эту историю придумывали спустя многие годы, в неё заложен особый смысл, определённые уроки, назидания, которые были обращены к нам. Это не историческая, а назидательная истина.

Речь идёт о путешествии трёх сподвижниках, которым пророк в дорогу дал три вещи: чалму, посох и чернильницу, с которыми они и прибыли в Булгар. Здесь начинается несколько сказочная составляющая предания – один из сподвижников пророка одел чалму и воткнул посох в чернильницу. Посох разросся и превратился в дерево, из которого был сделан веник, с помощью которого и вылечили ханскую дочь. Именно через эти три символа и можно понять, что представляет собой традиционный ислам, каким он был у татар.

– Таким образом, просвещение, духовность и миролюбие – три главных постулата. Здесь можно провести параллель с тремя базовыми науками ислама – вероучение, каноническое право и духовная этика.

Стоит отметить, что встреча представляла собой не просто лекцию об основах ислама. Организаторами не зря был выбран формат диалога: у слушателей в ходе беседы возникло немало вопросов, на каждый из которых первый гость постарался ответить как можно более полно.

На вопрос из зала, не является ли торгашеством людская привычка – если у меня получится вот это, то завтра я сделаю это, Рустам хазрат Батров ответил:

– Это везде есть. Нужно понимать, что когда мы стремимся к добрым делам из-за рая, это допустимо. Но это не предел духовного развития, есть ещё более высокий уровень искренности и понимания реальности. Есть градация определённая: сначала ты творишь добро ради рая, потом – ради какой-то абстрактной награды. В итоге ты приходишь к тому, что творишь добро, ничего не ожидая взамен.

После коллективной фотографии на память участники встречи ещё долго не отпускали гостя, задавали вопросы, обсуждали волнующие их темы.

Следующая встреча состоится во вторник, 7 апреля.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Интересная новость? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика