Современные веяния в жизни мусульманской общины: куда движемся?
Этнокультурные традиции, проблема миграции и адаптации новых граждан, этноконфессиональная идентичность, мусульманские сообщества в цифровую эпоху – это лишь часть тех тем, которые будут освещены в рамках уже XIV Конгресса антропологов и этнологов России, который стартовал 6 июля.
Организаторами традиционного съезда в этом году выступили Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Национальным исследовательским Томским государственным университетом, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области.
На протяжении четырёх дней на базе онлайн-платформы работают более 50 секций и круглых столов, в которых принимают участие исследователи, исламоведы, религиозные деятели, представители общественности и сотрудники религиозных организаций, молодые учёные и маститые профессора.
Каждая из секций и круглых столов, помимо бурного обсуждения, вызвала множество конструктивных предложений, направленных на решение уже существующих проблем.
Для обсуждения научных проблем в рамках Конгресса объединились более 40 исследователей из разных стран – России, Болгарии, Венгрии, Германии. Российские исследователи представляют самые разные регионы страны – от Кавказа до Дальнего Востока.
В этом году на участие в конгрессе за всю его историю заявилось рекордное количество специалистов – 2 113 человек. По словам организаторов, такое внимание к мероприятию связано с тем, что человек сейчас в центре внимания, и пандемия это только усилила. Антропология сейчас очень востребована, и это одна из причин того, почему конгресс стал самым многочисленным в истории.
Среди заявленных тем для дискуссий – миграционные процессы, этнографический туризм, мусульманские общества в цифровую эпоху, паломничество как объект и метод исследования в пандемию, вопросы расизма и ксенофобии, этнополитические процессы в регионах России и другие.
Отдельный пласт обсуждений был посвящён языковой ситуации и политике. Учёные обсудили языковую ситуацию в Адыгее, на Северном Кавказе, в Башкортостане, у коренных малочисленных народов Севера, в Карелии, а также рассмотрели на конкретных примерах языковую лояльность и этническую идентичность в условиях внутренней диаспоры у московских мари, этноязыковую идентичность саха в условиях массовых урбанизационных процессов, кроме того будет подняты вопросы школьного образования и учебных пособий в разных регионах страны.
Большой интерес, в том числе у нашей редакции, вызвал круглый стол «Мусульманские общества в цифровую эпоху: передача знаний и религиозная практика».
В реалиях современности всё большую популярность набирает активность людей в социальных сетях, в том числе так называемый «блогинг».
Наряду с этим наблюдается рост интереса к исламскому вероучению. В поисках необходимой информации о религии, многие обращаются к интернету, который сегодня предлагает не только множество источников религиозных знаний, но и является площадкой для деятельности блогеров – лидеров общественного мнения в сети.
Они рассказывают об исламе, особенностях функционирования шариата, жизнедеятельности мусульманской общины и актуальных проблемах общества. Такие блогеры, освещающие деятельность мусульманских организаций, транслируют информацию об исламе или жизни рядового мусульманина через призму собственного опыта.
![](/static_new/images/placeholder.png)
Таким образом, по мнению социолога Татьяны Липатовой, феномен виртуального ислама, о котором сегодня не говорит разве что ленивый, является одной из форм «электронной религиозности», особенно среди мигрантов. В частности, речь идёт о распространении аудио- и видеозаписей и создании веб-сайтов – объявлений, чатов, дискуссионных форумов и групп в социальных сетях и в интернете.
«Ещё три десятилетия назад люди, эмигрировавшие из своих стран, не имели возможности оставаться активно вовлечёнными в происходящие на их родине события или получать информацию о них. В этой связи исследователи подчёркивают важность интернета для жизни диаспоры, как возможности оставаться на связи с религиозной общиной в отдалённых странах, приобретающую форму, так называемой «воображаемой связанности».
Исследования показывают, что члены виртуальных сообществ больше не ощущают себя маргинализированным меньшинством, поскольку приобретают членство в группе большинства – мирового виртуального сообщества.
Интернет и СМИ также выполняют функцию «кибермуфтия», привнося исламские ценности и обычаи в дома мусульман, проживающих в немусульманских странах».
![](/static_new/images/placeholder.png)
Таким образом, мы видим, что интернет даёт огромные возможности для изучения религии, приобщения к религиозным знаниям новых адептов, коммуникации верующих в процессе постижения новых знаний.
Однако одновременно с этим интернет-пространство несёт в себе и серьёзные риски, связанные с тем, что оно сложно поддаётся контролю и регулированию. На это обратил внимание один из участников Конгресса – исследователь Василь Сакаев. Он уверен, что невозможность контроля за качеством информации напрямую приводит к тому, что интернет наполнен самым разнообразным контентом, в том числе и экстремистского характера.
«В чём заключаются возможные риски радикализации мусульман, связанные с интернет-пространством, и трансформируются ли они в реальные угрозы? Действительно ли в современных условиях интернет становится важнейшим фактором потенциальной радикализации мусульман? Возможно ли эффективно противодействовать экстремистскому влиянию в сети интернет?»
На все эти вопросы ещё только предстоит найти ответы.
Автор: Ильмира Гафиятуллина