Исламские финансы будем развивать только мы
25 июня в Российском исламском университете прошла очередная встреча студентов, обучающихся по направлению «Экономика» с генеральным директором ФД «Амаль» Рашидом Низамеевым.
На встрече за круглым столом он подвел итоги целого цикла мероприятий, которые прошли в России в последнее время. Рашид Низамеев указал на то, что мы продолжаем активно двигаться в направлении развития исламского бизнеса и инфраструктуры. Например, активно развивается индустрия халяль-питания, косметики, одежды, в то время, как еще десять лет назад об этом можно было только мечтать. Мы уже привыкли, что в Казани регулярно проходят KazanSummit, а в Москве Halal-Expo.
Сейчас мы двигаемся параллельно с другими организациями, пытающимися развивать исламское финансирование. Нашему общему делу помогают братья из Дагестана (Ляриба-финанс, финансовый дом «Масраф»), братья из Башкортостана («Восток-Капитал»), в сотрудничестве с организациями, оказывающими образовательные услуги мусульманским предпринимателям: Российский исламский университет, «Фикра» (Дагестан), и т.д.
«Исламские финансы в России не развивались и в дальнейшем не будут развиваться людьми со стороны, немусульманскими общинами или иностранными государствами. Все, чего мы добились – это результат наших с вами усилий, с помощью Всевышнего», - подчеркнул Рашид Низамеев. Мы должны отчетливо понимать, что наше движение вперед связано не только непосредственно с бизнес-структурами, но и с обычными потребителями услуг. Например, существует огромная разница между обслуживанием счета в обычном банке и обслуживании в финансовом учреждении, предоставляющим услуги по шариатским стандартам. К сожалению, до сих пор большинство мусульман не обращают на это никакого внимания и пользуются услугами обычных банков, не особо стараясь вести жизнь и бизнес строго по Исламу. В качестве подтверждения этого Рашид Низамеев попросил студентов-экономистов ответить на вопрос, пользуются ли они исламскими финансовыми услугами. Оказалось, что среди нескольких десятков студентов лишь единицы пользуются таковыми. Также в ходе дискуссии по этому вопросу одним из выступающих было отмечено, что в республике Татарстан более 1300 мусульманских религиозных организаций (мечетей, медресе, фондов и т.д.), но лишь одна из них на данный момент сотрудничает с ФД «Амаль». А какое количество религиозных организаций по всей России обслуживаются в мусульманских финансовых организациях?
Участники круглого стола также отметили, что сегодня широко распространена продажа халяльной продукции. Предположим, прихожу я в магазин, чтобы купить мясо. Насколько это мясо является дозволенным, если мне известно, что корову зарезали с «бисмила», но сама корова ворованная? При этом, мы знаем, что риба является грехом не меньшим, чем воровство.
Итак, а насколько продукция является халяльной, если произведена из сырья, купленного на деньги, полученные через ростовщические схемы? К слову, могут ли крупные предприятия по производству халяльной продукции сегодня утверждать, что они не кредитуются в обычных банках?
Позиция Рашида Низамеева по данному вопросу состоит в том, что он не позволяет себе никого критиковать, ни мечети, ни медресе, ни халяльные кафе и косметические салоны, ни другие предприятия и организации, оказывающие всевозможные услуги мусульманам.
Кроме того, Рашид Низамеев рассказал о шариатском контроле ФД «Амаль», который осуществляется как изнутри, так и снаружи. Есть три вида контроля:
- Внутренний шариатский эксперт (кстати, выпускник Российского исламского университета), проверяет абсолютно все договоры, заключаемы ФД «Амаль» на соответствия требованиям шариата.
- Внешняя шариатская экспертиза осуществляется экспертом, получившим сертификат AAOIFI (Организация по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых учреждений).
- Практически все сотрудники ФД «Амаль» являются соблюдающими мусульманами, и совесть каждого из них стоит на страже.
В качестве одной из ключевых причин медленного развития исламских финансов в России генеральный директор ФД «Амаль» отметил: пассивность мусульман, отсутствие необходимого программного обеспечения для мусульманских финансовых организаций (которое они в настоящий момент вынуждены разрабатывать самостоятельно), налоговое законодательство (ставящее исламскую финансовую организацию в заведомо неравные условия), отсутствие грамотных финансистов и экономистов-мусульман. Рашид Низамеев особо подчеркнул, что их специалистам приходится работать на стыке исламской правовой системы (удовлетворяя требованиям шариата), российской правовой системы (удовлетворяя требованиям законодательства РФ), в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, разработанными по нормам международного права. При этом они должны быть не только искренне-верующими людьми, но и ответственными, креативными и инициативными. Много ли таких среди современных мусульман?