• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исламские финансы будем развивать только мы

Время чтения: 4 мин
4057

25 июня в Российском исламском университете прошла очередная встреча студентов, обучающихся по направлению «Экономика» с генеральным директором ФД «Амаль» Рашидом Низамеевым.

На встрече за круглым столом он подвел итоги целого цикла мероприятий, которые прошли в России в последнее время. Рашид Низамеев указал на то, что мы продолжаем активно двигаться в направлении развития исламского бизнеса и инфраструктуры. Например, активно развивается индустрия халяль-питания, косметики, одежды, в то время, как еще десять лет назад об этом можно было только мечтать. Мы уже привыкли, что в Казани регулярно проходят KazanSummit, а в Москве Halal-Expo.

Сейчас мы двигаемся параллельно с другими организациями, пытающимися развивать исламское финансирование. Нашему общему делу помогают братья из Дагестана (Ляриба-финанс, финансовый дом «Масраф»), братья из Башкортостана («Восток-Капитал»), в сотрудничестве с организациями, оказывающими образовательные услуги мусульманским предпринимателям: Российский исламский университет, «Фикра» (Дагестан), и т.д.

«Исламские финансы в России не развивались и в дальнейшем не будут развиваться людьми со стороны, немусульманскими общинами или иностранными государствами. Все, чего мы добились – это результат наших с вами усилий, с помощью Всевышнего», - подчеркнул Рашид Низамеев. Мы должны отчетливо понимать, что наше движение вперед связано не только непосредственно с бизнес-структурами, но и с обычными потребителями услуг. Например, существует огромная разница между обслуживанием счета в обычном банке и обслуживании в финансовом учреждении, предоставляющим услуги по шариатским стандартам. К сожалению, до сих пор большинство мусульман не обращают на это никакого внимания и пользуются услугами обычных банков, не особо стараясь вести жизнь и бизнес строго по Исламу.  В качестве подтверждения этого Рашид Низамеев попросил студентов-экономистов ответить на вопрос, пользуются ли они исламскими финансовыми услугами. Оказалось, что среди нескольких десятков студентов лишь единицы пользуются таковыми. Также в ходе дискуссии по этому вопросу одним из выступающих было отмечено, что в республике Татарстан более 1300 мусульманских религиозных организаций (мечетей, медресе, фондов и т.д.), но лишь одна из них на данный момент сотрудничает с ФД «Амаль». А какое количество религиозных организаций по всей России обслуживаются в мусульманских финансовых организациях?

Участники круглого стола также отметили, что сегодня широко распространена продажа халяльной продукции. Предположим, прихожу я в магазин, чтобы купить мясо. Насколько это мясо является дозволенным, если мне известно, что корову зарезали с «бисмила», но сама корова ворованная? При этом, мы знаем, что риба является грехом не меньшим, чем воровство.

Итак, а насколько продукция является халяльной, если произведена из сырья, купленного на деньги, полученные через ростовщические схемы? К слову, могут ли крупные предприятия по производству халяльной продукции сегодня утверждать, что они не кредитуются в обычных банках?

Позиция Рашида Низамеева по данному вопросу состоит в том, что он не позволяет себе никого критиковать, ни мечети, ни медресе, ни халяльные кафе и косметические салоны, ни другие предприятия и организации, оказывающие всевозможные услуги мусульманам.

Кроме того, Рашид Низамеев рассказал о шариатском контроле ФД «Амаль», который осуществляется как изнутри, так и снаружи. Есть три вида контроля:

  1. Внутренний шариатский эксперт (кстати, выпускник Российского исламского университета), проверяет абсолютно все договоры, заключаемы ФД «Амаль» на соответствия требованиям шариата.
  2. Внешняя шариатская экспертиза осуществляется экспертом, получившим сертификат AAOIFI (Организация по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых учреждений).
  3. Практически все сотрудники ФД «Амаль» являются соблюдающими мусульманами, и совесть каждого из них стоит на страже.

В качестве одной из ключевых причин медленного развития исламских финансов в России генеральный директор ФД «Амаль» отметил: пассивность мусульман, отсутствие необходимого программного обеспечения для мусульманских финансовых организаций (которое они в настоящий момент вынуждены разрабатывать самостоятельно), налоговое законодательство (ставящее исламскую финансовую организацию в заведомо неравные условия), отсутствие грамотных финансистов и экономистов-мусульман. Рашид Низамеев особо подчеркнул, что их специалистам приходится работать на стыке исламской правовой системы (удовлетворяя требованиям шариата), российской правовой системы (удовлетворяя требованиям законодательства РФ), в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, разработанными по нормам международного права. При этом они должны быть не только искренне-верующими людьми, но и ответственными, креативными и инициативными. Много ли таких среди современных мусульман?

Социальные комментарии Cackle