• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Болгарский диалог культур»: сосуществование и терпимость с международной точки зрения

Время чтения: 8 мин
1390

«Образование и диалог религий. Опыт России и стран исламского мира» – именно такой стала тема юбилейной V Международной летней школы «Болгарский диалог культур», традиционно проходящей на базе Болгарской исламской академии.

Организаторами выступили Фонд стратегического диалога и партнёрства с исламским миром, Болгарская исламская академия и Проектный офис по международному молодёжному сотрудничеству «Россия-ОИС». В этом году мероприятие прошло в онлайн-формате.

Заявленная организаторами тема школы приобретает особую актуальность в контексте острых глобальных проблем, с которыми сталкивается человечество. Об этом говорилось в приветственном обращении заместителя председателя Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» Фарита Мухаметшина.

Текст письма зачитала исполнительный директор Фонда стратегического диалога и партнёрства с исламским миром, начальник Центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии Эльмира Садыкова.

«На протяжении веков в России, где проживают миллионы людей, исповедующих различные религии, образовалось тесное переплетение уникальных многогранных духовных и социально-культурных связей.

В свою очередь международная неправительственная общественная организация Группа стратегического видения «Россия – Исламский мир», созданная по инициативе президента России Владимира Путина, в своей деятельности привержена поиску новых форм диалога, инициатив и решений для поддержки и углубления сотрудничества нашей страны с мусульманскими государствами по всему комплексу современных отношений.

Наши особые контакты с Организацией исламского сотрудничества и её странами-членами направлены на укрепление совместных международных позиций и доверия между нашими странами», – говорится в тексте письма.

С приветственным словом к собравшимся офлайн и онлайн участникам летней школы «Болгарский диалог культур» также обратился первый заместитель муфтия Республики Татарстан Ильфар хазрат Хасанов.

Религиозный деятель выразил надежду, что данная конференция позволит студентам ближе познакомиться с исламом и с татарско-мусульманской культурой, понять, что ислам несёт в себе мир, человеколюбие и образованность.

«Всем известно, что в следующем году Россия отметит 1100-летие официального принятия ислама в государстве Волжская Булгария. Ислам был принят в 922 году на берегах Волги, в самом сердце современной России.

Отсюда следует, что ислам и мусульмане являются полноправной частью многонационального и многоконфессионального общества России. В сохранение государственных границ нашей общей Родины и её духовного суверенитета, в развитие сильного социально-экономического пространства внесли свой вклад все коренные народы России.

Поэтому крайне важно познавание национальных культур, которые существуют бок о бок много веков и которые формируют многоликий общероссийский менталитет. Об этом говорится и на страницах Корана», – отметил Хасанов.

Наиболее открытой частью общества ко всему новому является именно молодёжь. Молодые люди сегодня стремятся к расширению своих контактов, не видят никаких границ для общения, владеют языками, демократичны, более терпимы и приемлемы к другому мнению и мировоззрению.

Для сохранения хрупкого межнационального и межконфессионального мира в обществе нужно с уважением относиться к культурно-историческому наследию своего народа и к чужим культурам, уверен Ильфар хазрат Хасанов.

«Татары на протяжении веков жили и живут на границе между Востоком и Западом, Азией и Европой, русско-православным миром и тюрко-мусульманским, что привело к появлению неординарных и выдающихся мыслителей.

Такое пограничное состояние всегда стимулировало татар развиваться в контексте перекрёстка культур и народов», – резюмировал заместитель татарстанского муфтия, напомнив собравшимся о том, что крепкое межрелигиозное и межнациональное взаимодействие формируется и укрепляется не только на конференциях, но и на совместных культурных и спортивных мероприятиях.

К примеру, совсем недавно муфтий Татарстана Камиль Самигуллин возглавил межконфессиональную экспедицию, в рамках которой группа мусульманских и православных деятелей из Татарстана совершила успешное восхождение на вершину Эльбруса.

К тёплым приветственным словам и напутствиям в адрес многонациональной молодёжи обратился и ректор Болгарской исламской академии Айнур Тимерханов.

«За эти годы участниками международной школы стали сотни молодых людей из десятков стран мира – России, Китая, Иордании, Сирии, Ливана, Туниса, Турции, Ирака, Афганистана, стран СНГ.

Летняя школа «Болгарский диалог культур» по праву оправдывает свой статус международной площадки для диалога культур и цивилизаций, для ознакомления иностранных участников, студентов с богатым духовным потенциалом Российской Федерации и Республики Татарстан», – подчеркнул Тимерханов.

По мнению ректора Болгарской академии, именно образование, в том числе религиозное, играет весомую роль в эффективном противодействии современным вызовам и угрозам, в том числе идеологии экстремизма и терроризма.

«Безусловно, это образование должно базироваться на традиционных устоях в соединении с современными реалиями и требованиями времени. Этот процесс должен быть направлен, в первую очередь, на укрепление гражданской идентичности молодёжи, культурно-цивилизационного и межрелигиозного диалога, гармонизацию межрелигиозных отношений путём преодоления духовного невежества и нетерпимости», – резюмировал спикер, более детально рассказав о деятельности и имеющихся на данный момент успехах Болгарской исламской академии.

По мнению Дохи Асси, депутата и члена Комиссии по международным отношениям и комиссии по культуре, медиа и археологии Палаты представителей Парламента Арабской Республики Египет, сегодня в мире наблюдается новая тенденция.

«Человек без духовной базы теряется в мире. Именно поэтому ваша работа так важна. Нам нужно выстраивать эффективный межрелигиозный диалог. Мы должны понимать, знать, уважать друг друга, чтобы жить вместе. И такие летние школы, как «Болгарский диалог культур», очень эффективны для нас всех», – уверена представительница Египта.

В своём выступлении она также поделилась богатый опытом Египта в сфере межрелигиозного диалога, поскольку до появления ислама большинство египтян были христианами.

«Сейчас среди египтян есть и христиане, и мусульмане. Наши граждане понимают, что они египтяне, граждане одной страны, вне зависимости от своей религиозной или национальной принадлежности».

Завершая своё выступление, Доха Асси высказала предложения по выстраиванию межрелигиозного диалога и решению возможных конфликтов. Немаловажную роль здесь, по её мнению, играет фольклор, который требует детального изучения.

В свою очередь ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин согласился с тем, что проблема, обозначенная в названии летней школы, очень важна и актуальна.

«Диалог цивилизаций, диалог культур в России имеют глубокие корни. Молодёжи есть, что изучать в этом направлении. А практическое воплощение диалога культур можно найти в системе образования.

На сегодняшний день в стране созданы все возможности, чтобы молодёжь получала разностороннее религиозное образование: действует 80 учебных заведений, порядка 15 из них – высшие. Мы уже вышли на этап адаптации исламского образования к условиям российского поликонфессионального сообщества», – отметил Мухаметшин.

Однако одних бесед и продуктивных диалогов, конференций и встреч учёных крайне мало для эффективного взаимодействия между последователями различных культур и религий. Важно налаживать сотрудничество через культурные проекты, проведение выставок и организацию межкультурного обмена.

Один из ярких примеров такой работы – Петербургский музей исламской культуры, о деятельности и планах которого рассказал заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, эксперт-тренер ЮНЕСКО Ефим Резван.

Так, в скором времени планируется выход сборника фотографий из Русского генерального консульства в Кашгаре, в котором изображены святые места ислама, существовавшие в то время. Каждая фотография сопровождается текстом на русском и английском языках.

«Также планируется выпуск сборника статей «Суфизм после СССР». В его подготовке принимали участие несколько десятков специалистов со всего постсоветского пространства.

Следующий том будет посвящён изучению положения суфизма в годы существования Советского Союза. Отдельно хочу анонсировать выход книги, посвящённой исламу в Эфиопии», – поделился предстоящими планами Резван.

По словам иорданского и палестинского журналиста Марвана Судаха, проведение такой летней школы, как «Болгарский диалог культур», – яркий показатель успеха и процветания России в атмосфере сближения и толерантности между верующими разных религий и национальностей.

Рассказывая об истории Иордании, эксперт отметил, что эта страна полна ярких примеров сосуществования и терпимости между людьми разных вероисповеданий и убеждений, кульминацией которых стали инициативы Его Величества Короля Абдаллы Второго ибн аль-Хусейна по проведению Всемирной недели межконфессиональной гармонии. Сегодня это официальное мероприятие ООН, которое проходит в первую неделю февраля каждого года.

«Мы в Иордании смотрим на задачу сосуществования и терпимости с международной, глобальной и гуманитарной точек зрения. Она направлена на максимальное усиление процесса гармонии, диалога и сближения между религиозными людьми, установление во всех странах атмосферы мира, спокойствия и дружелюбия.

Уважая различия по разным вопросам между членами нашего общества, мы отмечаем, что это является источником дальнейшего успеха на пути человечества, которое стремится в мире конфликтов между политическими системами, религиозными и национальными интересами, достигнуть мира для всех сынов человеческих», – поделился своим опытом спикер.

Марван Судах объяснил, что жизнь иорданского общества основывается на солидарности и любви, сосуществовании различных религиозных течений, гражданских институтов и национальностей.

Так, к примеру, среди граждан Иордании есть представители различных религиозных воззрений, а, помимо арабов, проживают и ассирийцы, черкесы, чеченцы, абхазы, туркмены, армяне и другие национальности.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle