Завоевание Мекки: урок прощения обидчиков
С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
«Это великая победа религии Аллаха, Пророка (ﷺ), армии мусульман и праведников, которые даровали всем безопасность.
Каждый прощен в этой доблестной и возвышенной победе, которая оглашена обитателями небес,
Это стало причиной того, что люди группами стали принимать ислам.
Таким образом, рассеялись лучи ислама, и окутала землю любовь» (Умм Хани, р.а., после завоевания Мекки)
Завоевание Мекки мусульманами во главе с пророком Мухаммадом (ﷺ) произошло 11 января 630 года.
Поводом для похода на Мекку стало нарушение Худайбийского мирного договора со стороны мекканских курайшитов. После завоевания Мекки посланник Аллаха (ﷺ) разрушил всех идолов, находившихся возле Каабы, принял присягу у жителей Мекки и через пятнадцать дней отправился в поход на Хунайн.
Примечательно, что мекканцы в свое время преследовали не только пророка Мухаммада (ﷺ), но и его последователей. А со смертью Абу Талиба, дяди Пророка (ﷺ), пытки, издевательства и унижения только усилились так, что мусульмане были вынуждены переселиться сначала в Эфиопию, а затем в лучезарную Медину.
Анас бин Малик (р.а.) передает, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «На пути Аллаха мне пришлось испытать столько издевательств, как никому другому. Ради Аллаха мне пришлось пережить столько страха, как никому другому. Бывало, что на протяжении тридцати дней не было ничего съестного, кроме того, что Биляль (р.а.) прятал подмышкой (Ибн Касир, аль-бидая 3/47).
Достаточно упомянуть мусульманскую семью, в которой мать – Сумайя, отец – Ясир и сын – Абдуллах после долгих пыток были беспощадно убиты Абу Джахлем (Белазюри, Энсабюль-эшраф, 1/184; Шами, Сюбюлюль-хюда, 2/360).
Но несмотря на это, Пророк (ﷺ) закрыл на все глаза и даровал тем, кто люто враждовал с ним, свободу следующими словами:
– О, курайшиты! Чего вы ожидаете от меня?
– Мы ожидаем, что ты будешь милосерден к нам, потому что ты благородный человек и сын благородного человека! – ответили мекканцы.
– Сейчас я отвечу вам словами пророка Юсуфа (а.с.) его братьям: «Сегодня я не стану порицать вас. Да простит вас Аллах!» (Юсуф, 92). Вы можете идти, ибо вы свободны.
Таким образом, господин Мухаммад (ﷺ) не просто простил своих обидчиков, но и сделал за них дуа, прося у Аллаха милости для них. Это проявление красивого нрава нашего Пророка (ﷺ).
Мы должны извлечь для себя из этой истории полезные уроки. Когда власть переходит в сторону мусульман, посланник Аллаха (ﷺ) призывает к прощению, проявлению сострадания и милосердия в отношении своих обидчиков.
Всевышний Аллах сказал:
«Не равны хорошее и плохое [воздаяние за них будет разным]. Ответь [на зло] тем, что лучше [на невежество отвечай кротостью, а на грубость – терпением]. Тогда тот, с кем ты враждуешь, станет твоим близким другом» (Фуссылят, 34).
Это предание записано золотыми буквами в истории ислама и является символом того, что ислам – религия, призывающая к добру и проявлению высокого нрава в любой ситуации.
«Когда придет помощь Аллаха и победа, ты увидишь, как люди обращаются в религию Аллаха толпами. Возвеличивай же хвалой Господа своего и проси у Него прощения. Поистине, Он – Принимающий покаяние» (ан-Наср, 1-3).
Автор: Эльвира Садрутдинова