Суровые 90-ые, желание вернуться домой и вера: что приготовил зрителю национальный кинематограф?
В самом разгаре XVII Казанский фестиваль мусульманского кино, который не просто раскрывает жизнь рядовых мусульман, показывая исламские страны с другой стороны, но и напоминает простым людям об их истинном предназначении.
Эти картины учат зрителя нравственным ценностям, которые вне времени и пространства, – доброта, честность, преданность, дружба, любовь, вера и духовная чистота. Особое место в этот раз заняли кинокартины, собранные в отдельную номинацию, – «Национальный конкурс».
Смотрим вместе: XVII Казанский фестиваль мусульманского кино: 6 дней, 50 фильмов и 25 стран
Открыла кинопоказ работ татарстанских кинематографистов картина Лейлы Салахетдиновой «Махом», съёмки которой завершились буквально в июне этого года.
Картина повествует о парне из детдома Мансуре. История приходится на суровые нулевые. Махом становится смотрящим на рынке и известным боксёром. Реалии 90-х таковы, что люди того времени не смогли избежать серьёзных потерь – себя и близких.
Красной линией сквозь всю картину проходит образ друга, наставника Бахтияра, который, следуя примеру своего деда, следит за мечетью, читает там азан и бережно хранит старинный Коран. Именно ему главный герой задаёт мучающий его вопрос: «Что есть вера?»
«Это когда человек остаётся человеком», – следует простой, но от этого не менее глубокомысленный ответ старшего друга.
«Махом» – это история о том, что никогда не поздно переосмыслить свою жизнь, о том, как важно сохранять человеческие принципы.
По словам самого режиссёра Лейлы Салахетдиновой, данной картиной творческий коллектив хотел погрузить зрителя в ушедшую эпоху, где был свой романтизм.
«В это время не было ни телефонов, ни социальных сетей. Тогда люди общались лицом к лицу. Это мы и хотели отразить на экране», – добавила Лейла.
Ещё раз увидеть картину можно будет на традиционном «Киномавлиде» 18 октября. Там «Махом» будет представлен несколько в ином формате.
«Наш проект «Киномавлид» абсолютно социальный и представляет собой соединение кинопоказа с театральными действиями, что создаёт эффект присутствия и полного погружения. Из фильма мы делаем веб-сериал, чтобы реализовать его на платформах онлайн-кинотеатров», – рассказала режиссер картины.
В номинации «Национальный конкурс» участвует и короткометражный фильм «Меня ждут дома» режиссёра Александра Далматова.
Он показывает жизнь обычного татарина, который женился на чужбине после службы в армии, затем стал гробовщиком. У героя была единственная мечта – вернуться домой.
История основана на произведении народного писателя Татарстана Нурии Гиматдиновой «Боламык» («Пюре»). По словам Далматова, фильм востребован в татарских диаспорах регионов России, а график его дальнейших показов уже запланирован.
Не менее интересна и картина Галиябану Бахтияровой «Айрат – значит удивительный».
В роли главного героя киноленты выступает обычная пуговица, живущая на шарфе молодого человека. Однажды она отрывается и начинаются её приключения, знакомство с реальной жизнью.
Суть, которую хотела донести режиссёр: всем хочется быть нужными и немного любимыми. Это фильм – личный дебют режиссёра и, надо отметить, очень успешный: картина участвовала в пяти кинофорумах, также ею заинтересовались две онлайн-платформы.
Татарстанский режиссёр Наталья Топал на кинофестивале представляет фильм «Будьте же счастливы», в котором рассказывается о судьбе группы незрячих музыкантов «НеЗаМи».
Собрал её известный бард, музыкант, преподаватель Дмитрий Бикчантаев. Пять лет понадобилось, чтобы запечатлеть на камеру историю коллектива из-за сложностей с финансированием проекта.
Кинолента уже приняла участие в четырех кинофестивалях, в трех из них она получила награду. Несмотря на то, что работа «Будьте же счастливы» абсолютно не прокатная, фильм уже успешно путешествует по различным фестивалям, демонстрируется старшеклассникам и студентам.
«Ведь самое главное для меня, как для режиссёра, – донести до каждого мысль о том, чтобы люди не забывали о простых, но самых важных ценностях», – отметила Топал.
Фильм Амира Галиаскарова «Последние на деревне» знакомит своего зрителя с уникальным селом в Татарстане, где остался единственный житель.
Кинолента показывает двух разных героев, две разные истории, два разных настроения.
Работа режиссёра «Татармультфильма» Сергея Киатрова «Шаман» является экранизацией легенды малочисленного народа в Сахалине.
Посмотреть фильмы, вошедшие в программу «Национальный конкурс», можно сегодня в кинотеатре «Родина».
Автор: Ильмира Гафиятуллина