• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

От проповеди до джихада

Время чтения: 15 мин
14147

Последнее десятилетие XX столетия предстало перед нашей страной в качестве сложного испытания. Политические, экономические, социальные проблемы, с которыми столкнулась Россия в этот период, были очень непростыми как для российского государства, так и для большинства граждан нашей необъятной и чрезвычайно богатой Родины. Появились, в числе прочих, политические силы, которые, лицемерно прикрываясь исламскими лозунгами, при непосредственной поддержке из-за рубежа пытались расколоть единую страну. Причем борьба велась в двух формах. Первая – вооруженная на Северном Кавказе. Вторая – пропагандистская. Представители разнообразных течений (ваххабиты, такфириты, хизбовцы и др.) вели свою деятельность по разжиганию смуты в рядах российских мусульман, сталкивая их либо друг с другом, либо с государством. 

Многие деструктивные организации и течения подобного рода были запрещены в России, однако некоторые из них продолжают свою деятельность, сея семена раздора и насилия. Об одной из таких организаций речь пойдет в этой статье. Она (организация) носит название «Таблиги Джамаат», что в переводе с арабского означает «община призыва». Данное общество стало матерью для многих джихадистских группировок, которые были вовлечены в вооруженную борьбу не только в российских регионах Чечне и Дагестане, но и по всему миру.

История организации Таблиги Джамаат

Движение таблиговцев появилось в 1927 году в небольшой местности под названием Меват, которое расположено не далеко от важного политического, экономического и культурного центра современной Индии, города Дели. Его основателем является известный мусульманский богослов Моулана Мухаммад Ильяс Кандехлеви. Поводом для создания движения «Таблиги Джамаат» стала активная прозелитистская работа индуистских проповедников из различных организаций среди мусульман, проживающих в Мевате. Успех пропагандистской деятельности последователей индуизма Мухаммад Ильяс Кандехлеви связывал с тем, что мусульмане не проявляют должного рвения в выполнении религиозной практики.

В начале 1920-х годов он решает начать деятельность по противодействию прозелитизму со стороны индусов посредством создания широкой сети мусульманских образовательных учреждений (медресе) в тех местах, где активисты индуизма наиболее активно и успешно распространяли свои религиозные убеждения. Однако эта задумка оказалась неудачной, поскольку открытие новых медресе требовало определенных финансовых вложений. Кроме того, достаточно продолжительный процесс обучения исламским канонам и вопросам вероубеждения, составленный Мухаммадом Ильясом Кандехлеви, в глазах обычного народа казался совершенно непривлекательным по сравнению с проповедями индуистских активистов, которые излагали свои идеи в максимально упрощенных, понятных каждому категориях. Тогда Ильяс решает изменить принцип работы организации. Взамен выстраиванию сети мусульманских образовательных учреждений он делает ставку на ведение проповеднической деятельности миссионерами, не имеющими специального религиозного образования, но способными легко, доступно и с энтузиазмом объяснить таким же простым людям необходимость выполнения религиозных предписаний, известных нам из Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (ﷺ).

После непродолжительного обучения Мухаммад Ильяс Кандехлеви объединял миссионеров в небольшие группы численностью в 10 человек и отправлял их проводить проповеди. Продолжительность проповеднической деятельности была разной и варьировалась от трех дней до нескольких месяцев. Такая весьма своеобразная систем ведения да’вата (призыва) в скором времени принесла свои плоды. Все большее количество мусульман начали вступать в ряды движения «Таблиги Джамаат». В скором времени проповедников из организации Мухаммада Ильяса Кандехлеви можно было повстречать едва ли не в каждом уголке Индии.

После смерти основателя движения «Таблиги Джамаат» вакантный пост руководителя занял его сын Моулана Мухаммад Юсуф. Примечательно, что практически все лидеры организации были связаны семейными либо родственными узами с Мухаммадом Ильясом Кандехлеви. Это вызывает некоторые размышления, поскольку династический принцип руководства, который характеризует верхний эшелон «Таблиги Джамаат», в значительной степени создает предпосылки для всякого рода махинаций. Принимая во внимание чрезвычайную закрытость организации и ужасающий информационный вакуум вокруг нее, не трудно себе представить, что решения в ней принимаются в соответствии с интересами крайне ограниченного круга лиц, которые связаны между собой семейно-родственными и патрон-клиентелистскими отношениями. Обычные мусульмане, поддавшиеся по незнанию влиянию таблиговцев и вступившие в их ряды, являются простыми пешками, жизни которых не имеют никакой ценности для элиты организации.

После выхода мусульманского Пакистана из состава некогда единой, но находящейся под властью британской метрополии Индии центром «Таблиги Джамаат» становится город Райвинд. Преемники Мухаммада Ильяса Кандехлеви переформатировали принципы деятельности организации. Если при основателе «Таблиги Джамаат» речь шла в основном о призыве этнических мусульман, которые стали забывать свои религиозные корни, то другие лидеры организации сделали основной акцент на работу в немусульманской среде. Это привело к тому, что «Таблиги Джамаат» превратился в настоящее интернациональное движение, которое ведет свою деятельность в огромном количестве стран на пяти континентах.

Сын Мухаммада Ильяса Кандехлеви, Мухаммад Йусуф, первоначально поставил цель выстроить деятельность организации в двух географических направлениях, которые впоследствии открывали бы путь к всемирному распространению «Таблиги Джамаат». Первым из них стало ближневосточное и африканское пространства. Это направление делало вполне реальным в перспективе проникновение в страны Южной Европы. В странах Северной Африки и Ближнего Востока в 1956 году, на волне поднявшегося арабского национализма, как бы это парадоксально ни звучало, появились первые проповедники движения. В качестве другого важнейшего направления были определены Китай и страны Средней Азии. С распадом Советского Союза и прекращением гонений на религию именно из среднеазиатских стран стали проникать проповедники «Таблиги Джамаат» в российские регионы, в которых по преимуществу проживали этнические мусульмане.

Кроме того, большую роль в глобальном распространении идей организации Мухаммада Ильяса Кандехлеви сыграло наличие пакистанской, бангладешской и индийской диаспор в бывшей метрополии – Великобритании.

Альянс таблиговцев и ваххабитов

В качестве важнейшего фактора, обусловившего продвижение «Таблиги Джамаат» по всему миру, стоит выделить своеобразный союз этой организации с ваххабитскими кругами из Саудовской Аравии. Как отмечает пакистанский исследователь Б. Раман, Саудовская Аравия выступает в качестве главного финансового спонсора деобандийских организаций Пакистана, к коим относится «Таблиги Джамаат».

Деобандизм представляет собой одно из наиболее жестких течений внутри ислама, появление которого стало ответом на искажения учения Пророка Мухаммада (ﷺ), произошедшие в Индии в результате неверных представлений необразованных в религиозной области людей. Стремление очистить исламское учение от человеческих ошибок сближает деобандизм с ваххабитским учением, возникшим в XVIII веке и окончательно установившим свое доминирующее положение на территории современной Саудовской Аравии в XX столетии.

И это не единственная общая черта между этими двумя течениями. Дело в том, что последователи деобандизма, а, следовательно, и таблиговцы, подобно ваххабитам, уделяют основной акцент не на понимание основы исламской религии, а на достаточно примитивное, слепое следование лишь некоторым положениям, упор на которые делали авторитетные только для этих течений исламские богословы. В определенном смысле характеристика, относящаяся к ваххабитскому течению и представленная в известном для широких кругов верующих хадисе о появлении ближе к Судному дню группы людей, вера которых не поднимется выше горла, может быть отнесена и к таблиговцам. Ведь они также произносят, казалось бы, лучшие речи, но вера их поверхностна, а дела оборачиваются большими страданиями для людей.

Начало активному сотрудничеству «Таблиги Джамаат» с Саудовской Аравией было положено в 1960-е годы, когда появилась организация Всемирная мусульманская лига. Она в своей деятельности опирается на ваххабитское учение, распространенное в КСА. Всемирная мусульманская лига активно занималась финансированием деятельности таблиговцев, несмотря на некоторые идеологические разночтения с ними. Но уже сам факт активного сотрудничества и взаимопомощи двух групп представляет собой весьма примечательный момент, поскольку известно, что ваххабиты не склонны проявлять симпатии по отношению к мусульманам, не придерживающимся их интерпретации ислама. Сами таблиговцы любят громогласно заявлять, что они не склонны делать акцент на различиях между верующими. В своей проповеднической деятельности они, как правило, эти вопросы обходят стороной. Однако на самом деле все оказывается не так однозначно, о чем будет сказано в последующем изложении.

Идеология

Идеологическая составляющая деятельности «Таблиги джамаат», на первый взгляд, отличается полным дистанцированием от политики и всего, что с ней связано. Подобное утверждение является весьма распространенным как среди рядовых верующих, так и внутри экспертного сообщества. Многие отечественные и зарубежные исламоведы утверждают, что члены движения аполитичны, для них важность представляют только вопросы религиозного плана. Да и то не все, а лишь те, что касаются выполнения практических обязательств, наложенных Всевышним на людей (например, выполнение ежедневной пятикратной молитвы, держание поста в месяц Рамадан, совершение паломничества в Мекку и Медину в месяц Зуль-Хиджа). Однако такое представление является ложным, оно вытекает из крайне скрытного характера организации и связанной с этим катастрофической нехваткой научно-исследовательских работ, посвященных «Таблиги Джамаат».

Как отмечает американский аналитик Алекс Алексиев, деятельность этой организации носит аполитичный характер лишь в том смысле, что перед ее последователями не ставятся политические задачи в краткосрочной перспективе, например, установление государства с исламской формой правления здесь и сейчас. Поверхностное представление об аполитичности «Таблиги джамаат» имеет простую разгадку. Идеологи и последователи течения считают институт современного государства не соответствующим исламским представлениям о политическом образовании, в котором должны жить мусульмане. Вместо этого речь идет о всемирной умме – сообществе мусульман вне границ существующих государств.

В идеологическом и практическом плане «Таблиги Джамаат» не является строго монолитным движением. Это касается, прежде всего, любимой для исламофобов различных мастей темы джихада. Более умеренная часть таблиговцев, настаивает на понимании джихада как борьбы с собственными страстями и пороками. Другие последователи «Таблиги Джамаат» считают, что необходимо вести вооруженный джихад, чтобы побороть неверие, силой сделать неверующих мусульманами.

Эти люди забывают очень важный аят Священного Корана, в котором говорится: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения» (2:256). Всевышний Аллах желает, чтобы люди принимали веру по собственной воле, своим разумом и сердцем, без насилия со стороны кого-либо. Ведь в противном случае стерлась бы разница между верой и неверием. Весьма красноречивым в этом отношении является следующий аят: «Если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, чтобы они стали верующими?» (10:99). К сожалению, понять эти слова Всевышнего способны не все, те же таблиговцы, которые с оружием в руках готовы сделать своими единоверцами всех людей. Для несогласных с этим у них приготовлен очень простой ответ – смерть. Радикальные последователи «Таблиги Джамаат» впоследствии образовали свои собственные военизированные организации. Некоторые из них вели вооруженную борьбу на территории Чечни в 1990-е годы. Речь идет, в частности, о группировке «Харакат ул-Муджахидиин».

Структура

«Таблиги Джамаат» оказывает значительное воздействие на поведение и сознание своих членов. С самого начала организация имела централизованную, жестко иерархическую структуру. Некоторые ученые утверждают обратное, однако обратим более пристальное внимание на собранные исследователями в результате интервьюирования бывших членов организации данные. Они говорят сами за себя.

О семейном характере лидерства сказано было выше. Вся власть внутри организации сосредоточена в руках верховного амира. Его резиденция, как и штаб-квартира организации «Таблиги Джамаат», находится в пакистанском Райвинде. Верховный амир назначает наместников для целых стран, провинций и районов. Кроме того, важную роль играет консультативный совет – шура. По мнению некоторых исследователей, не исключено, что в его состав входят представители союзнических и спонсорских организаций, которые оказывают существенную помощь «Таблиги Джамаат» в проповеднической деятельности в различных странах.

Местные лидеры со всех концов света регулярно собираются в Райвинд для прохождения обучения и обмена опытом. Имеющие желание продвинуться вверх по иерархической лестнице организации члены должны продемонстрировать серьезность своих намерений посвящением нуждам «Таблиги Джамаат» все большего количества собственного времени и денег. Они обязаны показать свою способность к аскетическому образу жизни, подобно тому, который вели Пророк Мухаммад (ﷺ) и его сподвижники. Информацию об этом последователи «Таблиги Джамаат» черпают из книг назидательного характера, которые передаются ими друг другу во время достаточно частых встреч. На этих встречах происходит обсуждение прочитанного. Члену организации нельзя ни в коем случае разрывать связи с другими последователями. Проповедническая деятельность непосредственно на местах ведется в небольших джамаатах, численность которых варьируется. В них соблюдается строжайшая дисциплина и полное подчинение лидеру. Подобная иерархичность характерна больше для широко распространенных в современном мире сектантских организаций, нежели для подлинно массовых движений.

Примечательно, что основной книгой, которую используют таблиговцы для получения знаний, является не Коран или, допустим, книги классиков исламского богословия, а разработанный специально для последователей организации труд «Таблиги Нисаб». Автором этой работы является Мухаммад Закарийя, верный соратник Мухаммада Ильяса Кандехлеви и его сына.

Зададимся вопросом – в чем заключается подлинная цель организации, построенной на столь жесткой вертикали власти? Не будем наивными, чтобы предполагать об осведомленности в этом вопросе рядовых членов. Ответ на этот вопрос могут знать только люди, добравшиеся до вершины организации. Чрезвычайная скрытность, многочисленность движения, распространенность на огромном количестве стран вкупе с централизованной структурой порождают сомнения в том, что единственной целью «Таблиги Джамаат» является духовное развитие последователей организации.

Существует множество фактов, свидетельствующих о том, что «Таблиги Джамаат» не столь уж безразличен к политике. Влияние на политический процесс этой организации особенно ощущается в Пакистане и Бангладеш. Известно, что отец пакистанского премьер-министра Наваза Шарифа является одним из влиятельнейших членов организации. Именно благодаря ему в 1998 году президентом страны стал Мухаммед Рафик Тарар, другой лидер «Таблиги Джамаат». Кроме того, после очередного ухода с поста премьер-министра Наваза Шарифа в 1995 году и прихода к власти Беназир Бхутто, являвшейся серьезным раздражителем для радикально настроенных исламистов, пакистанские силы безопасности сумели предотвратить государственный переворот. Выяснилось, что его организаторами являлись представители высших военных и политических кругов. Как оказалось, все они были членами «Таблиги Джамаат».

Близость организации к школе деобанди, отличающейся высокой степенью политизированности, привело к тому, что среди участников движения «Талибан» в Афганистане имеется немало таблиговцев.

И здесь необходимо затронуть проблему связи «Таблиги Джамаат» с различными террористическими группировками. Некоторые исследователи высказывают мнение, что эта организация стала едва ли не двигателем радикализма псевдоисламской направленности. Мы рассмотрим два основных аспекта этого вопроса.

Алекс Алексиев в своей нашумевшей статье «Таблиги Джамаат: невидимый легион джихада», ссылаясь на данные французских спецслужб – до 80% радикалов вышли из рядов таблиговцев, утверждает, что вступление в ряды «Таблиги Джамаат» является первым этапом на пути дальнейшей радикализации сознания молодых мусульман. С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку факты говорят сами за себя. Примеров тому, когда именно организация «Таблиги Джамаат» выступала в качестве первоначального вербовщика для террористических акций можно привести огромное количество. Так, теракт в лондонском метро в 2005 году организовали таблиговцы Мухаммед Сиддыйк и Шахзад Танвир. После посещения одной из лондонских мечетей, принадлежащих «Таблиги Джамаат», они прошли обучение в лагере террористов в Пакистане. 

В 2008 году испанская полиция совершила рейд по квартирам 14 мусульман в Барселоне. В ходе обысков были обнаружены материалы по приготовлению бомб. Как оказалось, из 14 задержанных 12 были членами «Таблиги Джамаат».

Власти Узбекистана неоднократно обвиняли организацию в том, что она занимается вербовкой мусульман и направлением их в лагеря террористов. Кроме того, было установлено, что таблиговцы причастны к проведению нескольких взрывов в Ташкенте. В итоге было принято решение запретить деятельность «Таблиги Джамаат» в Узбекистане. Такой же участи организация удостоилась в Таджикистане, Казахстане, Киргизии и России.

Другой аспект заключается в том, что «Таблиги Джамаат» очень часто используются в качестве фасада, помогающего террористам под надежным прикрытием подготавливать свои ужасающие акции. В некоторых странах таблиговцы ведут деятельность вполне легально, государственные органы не видят в этой организации никакой опасности ввиду ее кажущейся аполитичности, однако на деле очень часто радикалы разных мастей укрываются в рядах «Таблиги Джамаат». Они получают соответствующую помощь при пересечении границ в Пакистан, Кашмир или Афганистан. Показательным примером является случай, получивший среди журналистов название «Лакаванна – 6%». Речь идет о 5 американских граждан, проживавших в городке с 6-процентным мусульманским населением Лакаванна на севере штата Нью-Йорк (США). Весной 2001 года мужчины под предлогом изучения исламской религии и культуры в образовательном центре «Таблиги Джамаат» направились транзитом через Пакистан в Афганистан, где они прошли обучение в тренировочном лагере «Аль-Каиды» под названием «Фарук». 

Угроза распространения радикализма, которую представляет «Таблиги Джамаат», нависает и над нашей страной. В 1990-е годы, когда экстремисты проникли в северокавказские республики, роль «Таблиги Джамаат» в распространении радикальных идей была значительна. Потоки пакистанских, иорданских, саудовских проповедников хлынули в регион не только для проповеди собственной, «единственно правильной» интерпретации ислама, но и в большей степени для рекрутирования членов вооруженных отрядов и последующей их подготовки в лагерях «Харакат аль-маджахидиин» в Пакистане. Лидеры преступных формирований Шамиль Басаев и Салман Радуев, ответственные за организацию множества бесчеловечных террористических актов (захват заложников в Кизляре в 1996 году, а также в театральном центре на Дубровке в 2003 году, Бесланская трагедия в 2004 году и многие другие ужасные акции) также были связаны с пакистанскими кругами посредством «Таблиги Джамаат».

Что делать?

Способом избежать пагубного влияния со стороны вербовщиков из «Таблиги Джамаат» и других радикальных организаций является просвещение, получение качественного образования в наших отечественных мусульманских учебных заведениях. В Татарстане на сегодняшний день у всех желающих есть возможность удовлетворить потребность в духовном развитии без помощи сомнительных проповедников. Татарский ислам богат своим богословским наследием, работа по восстановлению которого ведется очень активно. Как показывает опыт некоторых стран, в частности Турции, радикальные течения, в том числе движение таблиговцев, не могут найти благодатной почвы там, где исламские традиции глубоко укоренены. Несмотря на десятилетия притеснений и гонений на религию, у нас есть возможность реанимировать тот опыт, который был накоплен нашими предками на протяжении целого тысячелетия с момента принятия ими ислама. Нам известно из Священного Корана, что:

«Всевышний Аллах не изменит положения людей, пока они сами не изменят самих себя» (13:11).

Поэтому каждый должен взять на себя ответственность за получение качественного образования, дабы избежать угрозы со стороны радикалов различных мастей, стремящихся своей неверной трактовкой ислама нарушить мир и распространить в нашей стране зло. 

Рустам Билалов

 

Социальные комментарии Cackle