Сохранившие свою веру, культуру и национальность вдали от родины
Какова история формирования этнорелигиозной идентичности татарского народа? Какие проблемы вызывает её современная трансформация? Именно этими вопросами были озадачены участники Международной научно-практической конференции «Этнорелигиозная идентичность татарского народа в условиях глобализации», организованной Академией наук Республики Татарстан. Отдельное внимание, в том числе, было уделено и соотечественникам, проживающим за рубежом. Мы продолжаем публиковать выступления участников, которые рассказывают об этнической и религиозной идентичности татар, проживающих за пределами исторической родины.
Часть 3.
Татары Кыргызстана, проживая в большей степени в окружении мусульман, имеют свои локальные особенности. Во время полевых исследований нам удалось установить, что в местах компактного проживания татары собираются на «мавлид» (день рождение пророка Мухаммада, мир ему и благословение). Это является одной из отличительных особенностей религиозного поведения татар, так как большинство мусульман Кыргызстана (речь о кыргызах) не проводят этот мусульманский праздник. Лишь в последние годы местами наблюдается празднование мавлида.
В годы Советской власти татары от руки переписывали Коран и другие религиозные книги, передавали их друг другу, учили арабскую графику. Многие из них умели читать Священный Коран, учили этому своих детей. Несмотря на запреты со стороны советской власти, среди представителей старшего поколение большинство читали пятикратный намаз, ходили в мечеть, держали пост. Из числа современных татар многие отметили, что в годы советской власти им запрещали приобщаться к религии, читать намаз, но они всегда знали нормы ислама, шариат. Так как с детства их родители в семье рассказывали об этом, часто сами читали намаз, соблюдали пост, несмотря на все запреты. Поэтому, повзрослев, когда в республике в годы суверенитета стало возможным ходить в мечеть, читать намаз, они массово стали обращаться в ислам.
В местах компактного проживания в домах престарелых татар, над дверями можно заметить под стеклом в рамках аяты из Корана, «дога», написанные арабской графикой.
Во времена советской власти многие татары своим детям писали «дога» на небольшом клочке бумаги. Считается, что они служат оберегом от разных жизненных ситуаций. Нам удалось встретить подобным образом написанные «дога», которые бабушки, родители писали своим сыновьям, проходившим службу в рядах советской армии.
При встрече гостей или когда провожают их из дома, обязательно читают «дога».
В домах, где есть пожилые люди, обязательно имеется «намазлык», «чётки». Их держат в специально отведённом месте. Многие из них фабричного изготовления, но встречаются вышитые. Часто их вышивают невесты. Они их преподносят свёкру, свекрови в качестве подарка.
В городе Ош на предгорье Сулайман-тоо имеются старые мусульманские могилы. В их числе отдельно на юго-западной стороне находятся могилы татар «татар зираты». Они огорожены, железной оградкой, имеют надгробные камни. На них написано где, в каком селе Татарстана родился усопший и в каком году, в каком возрасте умер. Их отличительная черта от могил кыргызов – на них отсутствуют фотографии и надгробные камни небольших размеров. Также в г. Каракол у татар свой зират, его называют «татарским». В этом зирате начали хоронить со второй половины XIX века.
Во время экспедиции в гг. Ош, Бишкек, Каракол нам также удалось установить, что татары всегда стремились иметь муллу из числа своих, т.е. татарина. Объясняя, что они прежде всего знают татарский язык, культуру. На все религиозные, семейные праздники, имя наречение, бракосочетание обряд «никах», похоронные обряды, погребальное моление «женаза» приглашают муллу-татарина.
Во время похорон татары провожают усопшего в последний путь по мусульманским нормам обязательно в головном уборе, у большинства можно увидеть татарские тюбетейки, а женщин в платках. Провожая в последний путь, они желают подчеркнуть этническую принадлежность усопшего. Другой отличительной особенностью похорон, является то, что они умершего хоронят сразу в день смерти. Желательно до захода солнца (например, кыргызы хоронят на третий день после смерти) и т.д.
Проанализировав религиозную жизнь татар страны, мы можем сделать следующие выводы:
• Татары Кыргызстана отличаются своей набожностью, 78% из них являются верующими, около 10% не верующие, 12% колеблются. Из числа верующих 93 % мусульмане – сунниты. Крещённых татар около 5%.
• Несмотря на то, что они, как и большинство местного населения, придерживаются ислама, стараются свои религиозные обряды совершать отдельно. Имеют муллу из числа татар, хоронят своих отдельно от остальных.
• Среди молодёжи количество неверующих в среднем в два с лишним раза больше, чем среди представителей среднего и старшего поколения, и наоборот, чем старше возраст, тем больше верующих.
• С 90-ых годов прошлого века ислам в республике переживает период возрождения. Татары, особенно молодое поколение, стали активно приобщаться к исламу.
• Ислам, как и прежде, для татар в полиэтнической среде выполняет этно-консолидирующую функцию.
Аниса Бикбулатова,
Профессор Кыргызского национального университет им. Ж. Баласагына