• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мусульманская жемчужина Европы

Время чтения: 5 мин
12037

Еще задолго до Ренессанса исламская Испания уже была государством, где процветало не только искусство, но и наука, торговля, поэзия, творчество. Здесь царили терпимость и благополучие. Мусульмане населяли Испанию около 700 лет. Какую роль сыграл ислам в испанской культуре, каково влияние арабского языка на испанский и кто такие мавры? Об этом читайте в нашем материале из серии «Ислам в Европе».

Ислам сыграл огромную роль в испанской культуре, а арабский язык оказал наибольшее влияние из всех европейских языков именно на испанский. Мавры, контролировавшие южную часть Испании, создали в Андалусии мусульманское государство Аль-Андалус, существовавшее с VII по XV век и достигшее высот в искусстве и торговле. В X веке в крупнейшем городе этого государства, Кордове, проживало 500 тысяч человек (к слову, в Париже население составляло 38 тысяч). На территории Аль-Андалус существовали десятки библиотек, в Кордове было построено 900 публичных бань, здесь впервые в Европе появилось уличное освещение.

Абд Аль-Рахман I – представитель династии халифов – достиг Испании в середине 700-х. Именно он и стал первым халифом Аль-Андалус («земля варваров») – мусульманской части Испании, которая заняла большую часть Пиренейского полуострова. Он также стал основателем династии правителей Андалусии, принадлежавших к царскому роду Омейядов и правивших в Андалусии более трехсот лет (Гролье, История Испании).

Вначале Аль-Андалус напоминала остальную запущенную и грязную Европу. Но в последующие двести лет мусульмане превратили ее в оплот культуры, искусства и торговли.

«Система орошения, заимствованная из Сирии и мусульманских стран превратила сухие равнины в изумительно плодородную почву. Прежде там росли пшеница и оливы. Мусульмане стали выращивать еще и гранаты, апельсины, лимоны, баклажаны, артишоки, тмин, кориандр, бананы, миндаль, хну, вайду, марену, шафран, сахарный тростник, хлопок, инжир, виноград, сливы, абрикосы и рис» (Берк, 1985, стр. 37).

К началу девятого века мусульманская Испания стала жемчужиной Европы со столицей Кордова. С образованием «великого халифата Кордова» Абд Аль-Рахманом III настало золотое время Аль-Андалус. Кордова на юге Испании стала интеллектуальным центром Европы.

«…В то время как Лондон был только крошечной деревней, которая «не могла похвастаться и одним уличным фонарем» (Дайджест, 1973, стр. 622), в Кордове «было полмиллиона жителей, 113 000 домов, 700 мечетей, 300 общественных бань по всему городу и его окраинам. Вымощенные улицы освещались по ночам» (Берк, 1985, стр. 38). В домах были прохладные балконы для жаркого лета и трубы с горячим воздухом для зимы. Дворы украшались садами с искусственными фонтанами» (Дайджест, 1973, стр. 622). «Бумага, остававшаяся загадкой для запада, была повсюду. Здесь были книжные магазины и более 17 библиотек» (Бурк, 1985, стр. 38).

Терпимость по отношению к другим вероисповеданиям была отличительной чертой этого богатого и утонченного общества. Остальная Европа тогда не ведала о таком качестве как толерантность. Однако в мусульманской Испании «тысячи христиан и иудеев жили в мире и гармонии под правлением мусульман».

«В 1013 большая библиотека Кордовы была уничтожена. Однако, оставаясь верными исламским традициям, новые правители позволили распределить книги и разослали ученых по главным городам небольших эмиратов» (Берк, 1985, стр. 40). Духовное творчество некогда великой Аль-Андалус было поделено между городами.

Выдавливание мавров из Испании завершилось в 1492 году, когда последний мусульманский правитель покинул Альгамбру. А возвращение ислама в страну, где отчетливо доминирует католицизм, началось лишь в XX веке, с принятием новой Конституции в 1978 году. После этого в

1980 году парламентом был принят закон о свободе вероисповедания, который давал возможность некатолическим религиозным сообществам законно действовать и развиваться на территории страны.

На сегодняшний день доля мусульман от населения Испании составляет всего около 2% (1.3 млн человек), из них лишь 400 тысяч имеют право принимать участие в выборах, отдавая свой голос за кандидата. Наибольшее число мусульман Испании – это марокканцы или потомки марокканцев, родившихся в Испании, и составляют 71% всех мусульман страны (около 800 тысяч человек). Большая часть – сунниты. Дальше идут выходцы из Сенегала, Алжира и Пакистана (около 5% или 50 тысяч человек). Интересно, что замыкает этот список Саудовская Аравия – около 500 человек. И это при том, что государство долгое время активно вкладывало средства в развитие ислама в Испании, на деньги ее фондов была построена мечеть в Марбелье, в первую очередь для отдыхающих туристов из арабских стран. Начиная с 80х годов наибольший наплыв мусульманского населения произошел в рамках объединения семей. Но уже на рубеже XIX-XX веков наблюдался серьезный рост числа мусульман за счет высокого уровня рождаемости в исламской среде.

Основой развития мусульманских общин на законодательном уровне, помимо закона 1980-го года о свободе вероисповедания и Конституции страны, является соглашение 1992 года, подписанное между испанскими властями и представителями мусульманских, еврейских и протестантских общин. Данное соглашение было признано законом по решению Парламента. В соответствии с ним представители иных религий, помимо католической, наделялись равными с ней правами: возможностями преподавания в государственных школах, казармах, тюрьмах, больницах. Однако, как отмечают исламские источники, данное соглашение не приведено в действие, и испанские власти по-прежнему покровительствуют лишь католической религии.

Оценивая современную ситуацию с исламом в Испании, стоит отметить, что наиболее активная и образованная часть испанских мусульман – это новообращенные, которых насчитывается около 20 тысяч человек и составляют половину мусульманских организаций в стране.

Статистические данные свидетельствуют о неравномерном распределении мусульманского населения в Испании. Большинство мусульман проживают в Каталонии, в особенности в Барселоне. Значительное число их живет в Андалусии. Отдельно стоит упомянуть города Сеута и Мелилья. Это испанские полуанклавы, географически находящиеся в Марокко, включенные Мадридом в состав своих провинций (Сеута в Кадис, Мелилья в Малагу). В этих городах более половины населения – мусульмане, и вопросы, связанные, с ношением мусульманками хиджаба, как правило, не обсуждаются в отношении этих городов. Благодаря своему местоположению, эти города очень важны для контроля незаконной иммиграции и для взаимодействия с властями Марокко по предотвращению проникновения террористов на испанскую территорию. На сегодняшний день ситуация в городах вполне спокойна.

В книге, изданной Арабским Домом при министерстве иммиграции, говорится, что крупнейшая мусульманская община на территории Испании – 300 тысяч человек – проживает в провинции Каталония. Провинция Андалусия, что на юге страны, стала домом для 120 тысяч мусульман, за ней следует Мадрид, в котором проживают 80 тысяч.

В Испании около 450 мечетей и молельных залов, из них лишь 13 крупных мечетей и исламских центров.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle