• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мусульмане опасаются роста межконфессиональной напряженности

Время чтения: 3 мин
4347

Опрос, проведенный центром исследований PEW, показывает высокий уровень обеспокоенности населения в связи с ростом межконфессиональных трений в тех странах, где шииты и сунниты проживают бок о бок.

Наиболее неспокойная ситуация складывается в Ливане, где две трети мусульман заявили, что разногласия и конфликты между шиитами и суннитами становятся большой проблемой. Более половины мусульман Ирака, 40% мусульман Афганистана и четверть мусульман Ирана утверждают то же самое.

Опрос был проведен среди пяти тысяч мусульман в пяти странах совместного проживания представителей шиитского и суннитского ответвлений ислама – Ливане, Ираке, Иране, Афганистане и Азербайджане, причем в трех странах из представленной выборки (Иран, Ирак и Азербайджан) шииты составляют большинство.

Конфессиональный состав изучаемых стран

Рост радикальных настроений и активизация групп радикалов – другая тревожная тенденция, характеризующая нынешнюю ситуацию в изучаемых странах. Две трети мусульман Ирака и Афганистана, 50% мусульман Ливана и почти четверть иранских мусульман заявили, что ощущают рост радикальных настроений в вопросах межконфессиональных отношений.

В то же время, результаты опроса показывают, что межконфессиональная напряженность практически не связана со свободой вероисповедания и осуществления религиозной практики. Например, в Ливане и сунниты и шииты отмечают, что не испытывают каких-либо ограничений или запретов на осуществление религиозной практики, но, при этом, как было отмечено ранее, около 70% ливанских мусульман сталкиваются с ростом напряженности в отношениях с представителями другой конфессии. Из пяти стран, жители которых приняли участие в опросе, жители Ирака заявили, что испытывают трудности в вопросе свободы вероисповедания – лишь 58% мусульман заявили, что ощущают полную свободу в этом вопросе. В Иране, Ираке и Азербайджане шииты считают себя наиболее свободными в вопросах веры и религиозной практики, тогда как сунниты заявляют о меньшей свободе в этих вопросах - 42% суннитов в Ираке, 44% в Иране и 59% в Азербайджане против 88% шиитов в Иране, 58% в Ираке и 74% в Азербайджане.

Результаты исследования религиозности населения рассматриваемых стран продемонстрировали, что во всех пяти случаях шииты и сунниты характеризуются приблизительно одинаковым уровнем религиозности, при том, что общее количество приверженцев ислама варьируется от страны к стране.

В Афганистане, Ираке и Иране три четверти шиитов и суннитов заявили, что религия занимает ключевое место в их жизни. В Азербайджане о своей приверженности исламу заявили 43% суннитов и 47% шиитов.

Примечательно, что результаты опроса, отражающие отношение к посту в месяц Рамадан также варьируются от случая к случаю, но внутри самих стран среди мусульман-шиитов и мусульман-суннитов нет или очень мало различий в восприятии этого религиозного предписания. В Ираке пост в месяц Рамадан соблюдают 96% мусульман-суннитов и 93% мусульман-шиитов. Похожая ситуация и в Афганистане – 96% суннитов и 91% шиитов заявили, что соблюдают запрет на прием пищи в светлое время суток в месяц Рамадан. В Ливане и шииты и сунниты демонстрируют единодушие в соблюдении предписаний в месяц Рамадан – 88% шиитов и суннитов заявили, что соблюдают пост в этот месяц.

Таким образом, несмотря на различия, сунниты и шииты в рассматриваемых странах демонстрируют схожее восприятие многих аспектов религии, и, что самое главное, ценят мирные и добрососедские отношения, с тревогой относясь к их ухудшению.

Руслан Хисамов

Социальные комментарии Cackle