• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как сложилась судьба татар вдали от любимой Родины?

Время чтения: 4 мин
5502

Тюркский этнос, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке – именно такое определение даётся в энциклопедиях по запросу «татары». В мире численность татар составляет около 8 миллионов, из которых в России проживает порядка 5 310 649 человек, что составляет 3,87% (согласно переписи 2010 года). Татары – 2-ая по численности народности на территории Российской Федерации после русских, а в Республике Татарстан процент татар составляет чуть больше половины всего населения республики – 53,15%.

Ошибочно полагать, что ареал проживания татарского народа ограничивается территорией современной России: родиной для татар стала вся территория постсоветского пространства. К примеру, в Узбекистане проживает порядка 300 тысяч, а в Казахстане – 203,3 тысячи, в Кыргызстане численность татар колеблется в рамках 45 тысяч, а в Белоруссии – чуть больше 10 тысяч. Если говорить о более далёких берегах, то на 2002 год в Румынии проживала 24,1 тысяча татар, а в Турции в одной только сельской местности живут около 10 тысяч представителей татарского народа. А с конца XIX века татар можно было заметить уже на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.

Австралия, Азербайджан, Америка, Англия, Афганистан, Бельгия, Германия, Голландия, Израиль, Иран, Казахстан, Канада, Туркменистан, Финляндия, Эстония, Япония, Швеция, Чехия, Франция – в каждой из этих стран есть татарская диаспора, которая не только позволяет вдали от исторической родины сохранять свой язык, культуру и традиции, но и активно поддерживает связь с Республикой Татарстан. К примеру, в Республике Казахстан регулярно на национальные татарские праздники (тот же Сабантуй) приезжают представители эстрады из Казани и Набережных Челнов, а по выходным для всех желающих проходят уроки татарского языка и истории татарского народа.

История татар, проживающих в любой из стран мира, очень богата, а их положительное влияние на соседние народы нельзя упускать из внимания. К примеру, почти за 200 лет проживания на финской земле татары Финляндии пустили здесь свои корни, но при этом остались верны своим религиозным традициям и даже содержат Исламское общество Финляндии в Хельсинки. Но и это не всё – татарская община смогла добиться включения татарского языка в официальный список языков национальных меньшинств Европы. По словам Рамиля хазрата Беляева, имама татарского общества Финляндии, вплоть до 5-летнего возраста с ребёнком общаются только на татарском языке вне зависимости от того, что и где он делает. Таким образом язык действительно становится родным. 

А вот для татар Турции характерно не просто сохранение и популяризация своей культуры, но и активная помощь материального характера нуждающимся членам своей общины, поддержка литературной деятельности своих представителей. Для этого достаточно вспомнить имена таких татарских учёных-эмигрантов, как Садри Максуди, Абдулбари Баттал, Гаяз Исхаки, Махмут Тахир, Лябиб Каран, Рифат Мухтасиб и др. А некоторое время назад и вовсе стала функционировать татарская редакция «Тюрки авазы».

Немало татар проживают и в Казахстане, создав в городах республики отдельные татарские кварталы, которые и по сей день успешно функционируют, являя собой наглядный пример богатой татарской культуры и многовековой истории. Именно татарским фамилиям в Петропавловске (север Казахстана) принадлежали крупнейшая пятиэтажная мельница товарищества «Мукомол» и мыловаренный завод (Муратов, Тюменев, Давлеткильдеев), кожевенный и маслодельный заводы (Акчурин), салотопленный завод (Янгуразов), шерстомойные заводы (Вагапов и Шафеев). Льготы, которые правительство предоставило местным купцам, сделали город центром татарской торговли в Сибири. Товары отсюда поступали на рынки Вены, Парижа, Бостона, Берлина, Гамбурга и через Одессу – в Турцию. Полученные средства татарские купцы и промышленники щедро вкладывали в благоустройство города, в том числе и строительство духовных учреждений. Так, к 1917 году в городе насчитывалось уже шесть каменных и три деревянных мечети, построенных на деньги татарских купцов. Несколько позднее их число достигло 13. К сожалению, на сегодняшний день лишь одна татарская мечеть сохранилась и принимает по сей день мусульман различной национальности.

Отдельно место занимает Узбекистан, куда с середины XIX века не прекращался поток шакирдов, желающих получить религиозное образование в лучших медресе. Именно из этой среды появляются такие личности, как Габдельнасыр Курсави, Шигабутдин Марджани и другие, ставшие первыми реформаторами мусульманских медресе в России. А уже в конце XIX века бывшие шакирды вновь вернулись в Азию, но уже в качестве передовых татарских просветителей. Джадиды открыли десятки светских школ, в которых учились местные и татарские дети. Огромная работа была проделана и в области налаживания работы местной периодической печати. А первые типографии в Ташкенте и Хиве под названием «Михбосма» были привезены из Казани Шахигиреем Биккуловым.

Это лишь малая часть той уникальной и неповторимой работы, которую проводит каждая татарская диаспора в отдельно взятой стране нашего большого мира. Наши соотечественники умело сочетают сохранение своей национальной идентичности, культуры, традиции и бережную передачу своей истории с активным взаимодействием с представителями иных национальностей и конфессий, оказывая посильную помощь не только своим «землякам» по крови, но и каждому, кто в этом нуждается.

В этой публикации нам удалось лишь поверхностно ознакомить Вас, наши уважаемые читатели, с тем, какая работа ведётся татарами за рубежом, как сложилась их судьба вдали от любимой исторической Родины. Впереди Вас ждёт более обстоятельный рассказ о том, что произошло с «Домом невесты» купца Янгузарова, почему мусульмане по всему миру так любят татарские мечети и как изменилась жизнь жителей Узбекистана после появления передовых татарских просветителей и, конечно, всё это в сопровождении красочных фотографий, которые позволят Вам окунуться в неповторимый национальный колорит, не выходя из дома.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

 

Социальные комментарии Cackle