• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как благодаря татарам сохранилась история мусульман Семипалатинска

Время чтения: 3 мин
2156

В первой половине XIX века среднеазиатские купцы преобладали в караванной торговле и в большей части розничной торговли вдоль Сибирской линии, особенно в Семипалатинске, Петропавловске и Усть-Каменогорске (территория современного Казахстана).

Российские имперские власти предоставили им существенные экономические стимулы и особенно благоприятный статус для сословий бухарцев, сартов и других, чтобы побудить их поселиться на постоянной основе, и к концу XVIII века в этих городах образовались большие общины выходцев из Средней Азии.

Согласно некоторым историческим источникам, среднеазиатские купцы начали приезжать в Семипалатинск в 1790-х годах. К началу XIX века уже насчитывалось 98 домашних хозяйств ташкендцев, которые занимались торговлей, в дополнение к сибирским бухарцам, которые уже здесь жили.

Другие источники указывают, что в начале XIX века в Семипалатинске было 345 среднеазиатских купцов. Большинство из них жили в качестве иногородних «гостей», не ставших русскими подданными.

В отчете за 1824 год упоминается 185 ташкендцев, которые не являлись русскими подданными. Торговая статистика Семипалатинска за 1825-1827 гг. показывает, что из 113 купцов, занимавшихся торговлей в 1825 г., выходцев из Средней Азии и сибирских бухарцев было 100 из 113, в 1827 г. их было 72 из 80, в 1829 г. – 62 из 71, в 1831 г. – 49 из 75, а в 1833 г. – 62 из 116. В 1849 г. 96 из 120 купцов были ташкендцами или бухарцами.

Среднеазиатские купцы даже получали официальные награды от российских властей в знак признания их вклада в развитие торговли. Так Ибрагим Амиров, ташкендский купец из Семипалатинска, торговал, в частности, с Восточным Туркестаном. В 1841 г. он был награжден серебряной медалью «За усердие» за расширение торговли в Семипалатинске и экспорт русских товаров.

Информация о внутренней организации ташкентской общины в Семипалатинске достаточно хорошо сохранилась в татарских источниках города. Помимо переселенцев из Средней Азии, в него также входили так называемые чала-казахи, чьи отцы были выходцами из Средней Азии, а матери казашками. После завоевания Россией Средней Азии им был предоставлен правовой статус, равный статусу кочевых казахов.

В мусульманских источниках эти выходцы из Средней Азии были известны как «сарты», и у них были две мечети в Семипалатинске, известные как Первая и Вторая сартская мечеть. Первая сартская мечеть была построена около 1795 года. Вторая сартская мечеть датируется примерно 1853 годом.

Российское законодательство, касающееся «азиатов» в Семипалатинске, показывает, что с 1835 года им было предоставлено право самоуправления своими мечетями и выбора имамов; эти религиозные учреждения подчинялись российским гражданским властям, а не Оренбургскому магометанскому духовному собранию в Уфе.

Общину возглавлял аксакал, которого на должность назначал кокандский хан. Согласно одному татарскому источнику известно о шести людях, которые служили аксакалами в Семипалатинске до упразднения должности после русского завоевания Ташкента в 1867 году. В 1888 году татарский историк Семипалатинска Ахмад-Вали аль-Казани о выходцах из Средней Азии писал следующее:

«… в Семипалатинске есть еще две мечети. Их называют мечетями сартов. Одна из них была построена во время строительства Первой мечети Семипалатинска. Сарты приехали из Ташкента и обосновались в Семипалатинске. Они женились на женщинах и девушках из числа казахов и остались в Семипалатинске (их поселение также называют махаллей Чала-казак). В Ташкент они не вернулись и построили небольшую мечеть без минарета. Она имела внешний вид и убранство в ташкентском стиле. Простые люди называли эту мечеть Токал масджид [т.е. «Обрезанная мечеть». Видимо, потому что у нее нет минарета. […]  Вторая сартская мечеть была построена на средства Ташкенди Мир-Курбан бая бин Авваба, проживающего в Семипалатинске».

Ахмад-Вали аль-Казани указывает, что после завоевания Коканда эти общины оставались административно отделенными от татар, которые содержали девять мечетей в городе.

Использованные источники:
Исследования американского ученого Аллена Франка.

Исторические связи татар с Южным Уралом
Как ученики одного татарского имама осваивали Южный Урал и выступали за благополучие простых мусульман? Как татарским улемам удавалось быть посредниками между своими общинами и российским правительством?
14.10.2021
1538

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle