«Большая трансформация» в Казахстане: испытание на зрелость
В конце января 2017 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев дважды выступил по национальному телевидению и представил гражданам предложения по конституционной реформе и идею «Третьей модернизации» страны в рамках основных вызовов, стоящих перед республикой. Многие эксперты расценили эти предложения как шаги к демократизации и трансформации политического режима в Казахстане.
Однако вопрос в данном случае не столько о демократии, сколько о решении актуальных социально-экономических задач, поэтому необходимо рассматривать предложения Н. Назарбаева в контексте вызовов, которые стоят перед Казахстаном. Только так можно понять всю сложность и неоднозначность принимаемых решений.
Во-первых, Казахстан находится в процессе смены экономической модели. Республике в 2000-е гг. на фоне бурно растущих мировых цен на углеводороды удалось построить ресурсную экономическую модель, которая позволила достичь впечатляющих успехов. Однако завершение сырьевого суперцикла на мировых рынках, экономический кризис в России и замедление экономик Китая и Европейского союза поставили точку в развитии этой модели. В результате эпоха, когда государство имело возможность перераспределять растущую природную ренту, быть крупнейшим инвестором и работодателем, уходит в прошлое.
Во-вторых, в Казахстане в ближайшие годы произойдет переход к постпостсоветскому обществу. Демографические изменения (эмиграция первых лет независимости и рост рождаемости в последние годы) привели к тому, что уже сейчас более половины населения Казахстана моложе 30 лет.
Эти люди выросли и получили образование уже в независимом Казахстане, а большая часть сознательной жизни этого поколения прошла на фоне начавшегося в 1999 г. непрерывного роста экономики Казахстана, которая даже в кризисы 2007–2008 гг. и 2014–2015 гг. демонстрировала положительную динамику. Как эти люди отнесутся к сформировавшейся общественно-политической системе, как они будут оценивать приоритеты внешней и внутренней политики, какие требования они будут предъявлять к государству в условиях транзита власти и, самое важное, как они отнесутся к ухудшению экономического положения на фоне смены экономической модели и что они смогут дать экономике республики в новой геоэкономической реальности — на эти вопросы только предстоит дать ответы.
В-третьих, очевиден мировой тренд на развитие автоматизации, роботизации и широкое внедрение цифровых технологий. Это актуализирует проблему занятости населения Казахстана. В рамках предыдущей модели эта проблема решалась двумя способами.
Первый способ — за счет высокой занятости в государственном и квазигосударственном секторе. По данным РБК, доля чиновников, работников госучреждений и госкомпаний в общей численности населения Казахстана в 2014 г. составляла 20,9%, что значительно превышает показатели многих развитых европейских государств.
Второй способ — за счет перераспределения природной ренты и роста внутреннего потребительского рынка, создававшего условия для предпринимательства. Ситуация изменилась, и это порождает серьезный вызов. Обеспечить работой растущее население за счет развития трудоемких отраслей сейчас невозможно из-за растущей автоматизации труда и конкуренции со стороны развивающихся стран, а поддерживать занятость в государственном и квазигосударственном секторе у Казахстана ресурсов больше не будет.
В-четвертых, все эти изменения происходят в условиях того, что ведущие глобальные и региональные игроки снижают свое внимание к Центральной Азии. Это сокращает возможности для привлечения иностранных инвестиций и международной помощи.
На этом фоне происходит значительное усиление экономического влияния Китая, который постепенно превращается в крупнейшего торгового партнера и основного инвестора для стран региона.
В сложившихся условиях предложения по проведению конституционной реформы необходимо рассматривать в контексте послания президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», опубликованного 31 января 2017 г.
Тем более что правительству и парламенту Казахстана переданы полномочия, которые в основном касаются экономического блока и реализации экономических стратегий, а некоторые изменения в конституцию Казахстана, например, новая редакция статьи 26, где право частной собственности гарантируется каждому, а не только гражданам республики, явно сделаны для повышения привлекательности страны для иностранных инвесторов.
В своем послании Н. Назарбаев обозначил пять основных приоритетов.
Среди них — ускоренная технологическая модернизация экономики и формирование новых отраслей, а также развитие традиционных базовых отраслей. Это должно способствовать структурной перестройке экономики и расширению несырьевого экспорта из Казахстана.
Сокращение финансовых возможностей бюджета и стремление к повышению эффективности бизнеса неизбежно повлекут за собой сокращения государственных служащих, работников бюджетной сферы и сотрудников крупных компаний. В этих условиях предлагается провести радикальную модернизацию рынка труда и кардинально улучшить и расширить бизнес-среду. Более того, речь идет о массовом предпринимательстве, когда малый и средний бизнес в структуре занятости и национальном ВВП будут играть ведущую роль. Однако необходимо понимать, что развитие малого и среднего бизнеса невозможно без дерегуляции экономики.
О том, что существующая регулятивная нагрузка на бизнес несовместима с задачей создания новой модели роста, говорит и сам Н. Назарбаев в своем Послании. Несмотря на все успехи в развитии экономики и институциональных реформ, для Казахстана остается актуальной проблема коррупции. По данным международной организации Transparency International, Казахстан относится к странам с достаточно высоким уровнем коррупции, занимает в рейтинге лишь 131 место в компании с Россией, Украиной и Сьерра-Леоне.
Проблема коррупции актуальна и в свете того, что республику ждет новая волна приватизации. Можно с уверенностью говорить, что в ближайшее время мы станем свидетелями скандалов, связанных с проведением приватизационных сделок, что станет серьезным испытанием для политической системы Казахстана.
Непростыми будут решения, связанные с выполнением социальных обязательств государства. Предложенные в Послании меры по реформированию пенсионной системы, системы обязательного медицинского страхования и социальных выплат указывают на возможное сокращение социальных программ, переход к адресной помощи и активному вовлечению бизнеса и граждан к софинансированию социальных расходов.
Подводя итог, можно сказать, что предстоящая реформа по перераспределению власти в Казахстане опирается на логику развития страны. Это не «игра в демократию», а попытка начать осуществление сбалансированного транзита власти в сложных политических и экономических условиях. Новые полномочия правительства и парламента Казахстана повышают их ответственность за текущую социально-экономическую ситуацию, которая в ближайшие годы будет оставаться крайне сложной.
С одной стороны, Н. Назарбаеву удалось переложить бремя ответственности за непопулярные решения и возможные просчеты на плечи исполнительной и законодательной власти, при этом оставаясь «над схваткой», поддерживая баланс сил и общественно-политическую стабильность.
Тем более что за президентом сохранятся функции верховного арбитра в отношениях между ветвями власти, внешняя политика, национальная безопасность и обороноспособность страны. С другой стороны, планируемые изменения — это тест на зрелость политической системы. Парламент, правительство и политические партии Казахстана должны доказать свою способность принимать важные и сложные решения без опоры на личный авторитет руководителя государства.
Может ли опыт Казахстана быть полезен для России? Безусловно, может. Социальная структура и экономические модели России и Казахстана очень похожи. Обе страны сталкиваются со схожими вызовами, поэтому должны использовать опыт друг друга для успешного выхода из кризиса.
Артем Данков
К.и.н., доцент каф. мировой политики Томского государственного университета, эксперт РСМД