«Тот, кто не видел Каира, не знает силы Ислама...»
«Каир, несравненный по красоте и великолепию, - это место встречи пришедших и ушедших, место остановки слабых и сильных. Каир вздымается как волны моря с его неисчислимым количеством народа, который едва может вместить в себя»
Ибн Баттута
Начало: Путешествие в Каир продолжается: мечеть внука Пророка (мир ему) и Ворота Баб Зувейла
Мы продолжаем с вами виртуальное путешествие по одному из самых древних городов мира, который сохранил в себе многовековую историю, традиции и современные веяния.
Каир – это город, который охранял и украшал исламский мир с самого момента его основания. В 1258 году столица Империи аббасидов Багдад была разграблена и сожжена огнём, пришедшем с Востока, – ордами Чингисхана, монголами. Багдад был центром исламского мира на протяжении более 500 лет, а понадобилось всего лишь 10 дней, чтобы превратить его в пепел, оставив от него только пыль и кровь.
Такая же участь постигла каждый город, который находился на пути монголов. И только когда они встретились с кипчакскими (тюркскими) мамлюками из Египта, завоеванию и разрушению мусульманского мира наконец наступил конец.
Где-то в середине XIII века Хулагу, внук Чингисхана, отправил посла к Кутузу, султану мамлюков Египта, требуя их капитуляции:
«От Царя царей Востока и Запада, Великого Хана. Кутузу мамлюку, который бежал, спасаясь от наших мечей. Вы должны подумать о том, что случилось с другими странами и подчиниться нам. Вы слышали о том, как мы завоевали огромную империю и очистили землю от беспорядков, которые запятнали её. Мы завоевали огромные территории, истребляя абсолютно всех людей. Вы не можете убежать от ужаса наших армий. Куда ты можешь бежать? Какой дорогой ты воспользуешься, чтобы скрыться от нас? Наши лошади быстры, наши стрелы остры, наши мечи как молнии, наши сердца тверды как горы, наши солдаты многочисленны как песок. Ни крепости нас не задержат, ни армии не остановят. Ваши молитвы Богу не помогут против нас. Нас не трогают ни слёзы, ни мольбы о пощаде. Только те, кто просит нашей защиты, будут в безопасности. Поспеши с ответом, пока не разгорелся огонь войны. Решите сопротивляться, и вы будете страдать от самых страшных катастроф. Мы разрушим ваши мечети и покажем слабость вашего Бога, а затем убьём ваших детей и ваших стариков. В настоящее время вы – единственный враг, против которого мы должны выступить».
Тогда монголы предприняли попытку заключить союз с крестоносцами, которые сразу усмотрели в этом соглашении неразумность и отказались (дикость монголов была хорошо известна всему миру). Мамлюки и монголы продолжат сражаться в битве при Айн-Джалуте в 1260 году. Кутуз, предчувствуя неизбежную победу своих войск, яростно маршировал с опущенным шлемом (чтобы позволить своим войскам воочию лицезреть своего султана на поле боя, бок о бок с ними), выкрикивая слова «О мой Ислам».
Это будет первый раз за всю историю, когда монголы столкнутся с поражением, что приведёт к полному уничтожению их империи. Некоторые монголы в последствии осядут на завоёванных ими мусульманских землях, став мусульманами.
Недалеко от Баб Зувейлы расположилась рыночная площадь, где в течение более чем 500 лет изготавливалась Кисва (чёрная ткань, покрывающая Каабу), а затем на верблюдах была отправлена в Мекку.
Город, где осел Салахуддин, где должна была обосноваться колыбель Ислама, призванная усмирять и успокаивать сломленных, воспитывать молодых и давать отдых старым... Каир – это город истории и богатства, который требует более тщательного анализа.
Пожалуй, сейчас будет достаточно просто напомнить о том, что именно здесь Салахуддин увидел свою судьбу. Именно здесь из самых твёрдых камней и самых мягких песков люди превратились в царей. Именно здесь мог объединиться весь мир, став живым воплощением славы Ислама.
Даже если сменятся столицы Халифата, это место заставит Наполеона забыть о сне. Именно это место в конце каждой династии, эпохи, правления, трагедии и успеха собирает внутри себя все остатки прошлого, чтобы сохранить его для потомков, а потом попросит нас отдать взамен нечто большее…
Ибн Халдун и Каир
«Я видел цивилизацию мира и сад земли; место, где собираются разные народы и собираются самые просвещённые люди; пристанище Ислама и место власти, где процветают дворцы и айваны; где ханки, медресе и молодёжь расцветают на каждом шагу; и люди знания освещают его, как луны и планеты»
Ибн Халдун
Именно в стенах «Аль-Азхара» преподавал Ибн Халдун, а теперь он покоится в Каире. Точное местоположение его могилы неизвестно. Некоторые говорят, что она была разрушена, когда понадобилось освободить место для постройки новой дороги в 1950-х годах. Однако есть достоверная информация, которая указывает на то, что тело его погребено недалеко от городских ворот Баб-ан-Наср.
Ибн Халдун признан повсеместно (хотя многие пытаются незаслуженно приуменьшить его заслуги, отдавая предпочтение европейским мыслителям) в качестве первого истинного историка и экономиста. Жизнь Ибн Халдуна была типичной для выдающегося мусульманина XIII-го века, держащего свой путь туда, где свет сиял ярче всего, обучая тех, кто больше всего искал, раздавая знания тем, кто больше всех голодал.
Поскольку Севилья, одна из последних земель, остававшихся в руках мусульман, перешла к христианам, он уехал в Марокко и вернулся в Тунис, прежде чем снова уехать в Каир, где и провёл свои последние земные годы.
Найти Ибн Халдуна можно за стенами Старого Каира. Здесь нельзя обнаружить каких-либо указателей или знаков, каменных или мраморных мавзолеев. Абсолютно ничего. Люди здесь даже до конца сами не осознают, что живут в городе мёртвых, которые так массово окружают Каир.
Выводы
Каир – город с тонкой организацией, но подавляющий своей силой. Ни одна династия не смогла и не сопротивлялась его притяжению, ни один правитель не мог пройти мимо него, ни одна сила или человек не могли войти и уйти без полного подчинения этому древнему городу.
Каир – это город закрытых пещер, где нога ступает вперёд сердца, ибо сердце не может понять, пока нога не споткнётся. Сердце любого восприимчиво к языку Каира: красота витражей мягко застилает глаза, в то время как твёрдость камней подготавливает человека к пониманию того, что это не место не для бесконечного отдыха. Как прекрасна ловушка, которую расставляет Каир для тех, кто рискует вступить на его землю…
Чтобы понять собственную слабость, достаточно поразмыслить над возвышающимися арками; проследить за древними величественными сооружениями, чтобы понять, что в них нет и капли недостатка; сосчитать тысячи стеклянных ламп, сбиться и начать сначала; прильнуть губами к мраморным михрабам; прислушаться к тысячам голосов, звучащих со всех сторон и из разных времён; прикоснуться к деревянным минбарам…
Как можно защитить человеческую грудь, состоящую сплошь из костей и тканей, мышц и крови от расщепления, когда свет нашей славы, сконцентрированный в этом старом городе, проникает в тебя постоянно, пока ты произносишь его имя, пусть даже одними губами? Земля Мусы и Юсуфа, город сломленных и обнадёженных, святилище гонимых и место власти; кладбище грешников и гнездо для остальных, кто следовал за мелодией, город тех, кто всегда будет сюда возвращаться…
В Каире есть история и детали нашего прошлого. В Старом городе есть дома с ключами в дверях, оставленные, брошенные бывшими жильцами; библиотеки без хранителей, с погасшими лампами и пыльными молитвенными ковриками, которые ждут своих детей, чтобы ответить на их вопросы.
Фатимиды, айюбиды, мамлюки и османы выполнили свой долг – они создали целый город, который в последствии стал колыбелью для всех мусульман, их матерью. Это не Медина, но внутри покоев святых течёт кровь величия, которая превращает даже грязевые и песчаные сооружения в сады небывалой доселе красоты.
Приезжай, прилетай, приходи в Каир и не забудь взять с собой свои вопросы, которые при встрече ты задашь городу тысячи минаретов, чтобы услышать ответ. Ибо «тот, кто не видел Каира, не знает силы ислама» Ибн Халдун.
Ильмира Гафиятулли