• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Тот, кто неблагодарен к людям, неблагодарен и к Аллаху»

Время чтения: 4 мин
7885

«Тот, кто неблагодарен к людям, неблагодарен и к Аллаху»

«Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не одобряет неверия для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, что вы совершали. Воистину, Он ведает о том, что в груди». (Сура «Зумар», аят 7)

Когда речь идет о проявлении благодарности к Аллаху (шукр), то имеется в виду восхваление Его на словах за дарованные нам милости, помещение в нашем сердце чувства любви к Нему и неукоснительное исполнение Его предписаний. Причина объявления о важности проявления благодарности к Аллаху во многих аятах Корана заключается в том, что шукр является важным показателем имана и таухида. Говоря по другому, наша благодарность Аллаху является показателем нашей веры в Него, нашего доверия к Нему и нашего подчинения Ему. Вот поэтому шайтан заявляет о неблагодарности Аллаху тех, кого он собьет с прямого пути (А`раф, 7:16-17).

В вопросе о благодарности к Аллаху, как и во всем остальном, наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) является для нас, мусульман, самым лучшим примером. Когда Аиша (радыйаллаху анха) спросила у него: «О Посланник Аллаха! Почему ты до изнеможения совершаешь поклонение, ведь Аллах уже простил тебе бывшие и возможные грехи?» – наш Пророк ответил ей: «О Аиша! Разве не стоит мне быть благодарным рабом?» (Бухари «Книга смягчения сердец», 20).

Из всех существ, которых сотворил Аллах Та`аля, человек является самым избранным творением. Наш Господь создал человека в прекраснейшем облике (Тин, 95:4), оснастил его таким превосходным свойством, как разум.

Небеса и землю, со всеми кто на них обитает, Аллах сотворил для служения человеку, предоставил нам неисчислимые блага (Ибрахим, 14:34). Он возвысил человека, дав ему поручение, недоступное ни одному другому существу, – стать Своим наместником (халифа) на Земле (Фатыр, 35:39). Все эти блага, дарованные Аллахом человеку, свидетельствуют о его превосходстве над всеми остальными сотворенными существами.

Можно в следующем виде представить те блага, за которые нам следует благодарить Аллаха:

– Он наделил нас слухом, зрением, сердцами и другими органами чувств (Нахль, 16:78).

– Указал нам путь к счастью, направив к нам пророков и книги (Бакара, 2:151).

– Предоставил на службу человеку бесконечное разнообразие продуктов и средств украшения и проживания (Йасин, 36:34-35, 71-73).

– Всевышний Аллах установил принцип облегченности в религиозных предписаниях, не сделал нас ответственными за те обязанности, на исполнение которых у нас не хватит сил (Бакара, 2:185, 286).

– Открыл нам настежь двери покаяния и прощения.

В ответ на эти безграничные блага, конечно же, мы должны благодарить Аллаха. Не будем забывать, польза от этой благодарности будет не Аллаху, а снова вернется к нам. Чем больше мы будем благодарны, тем больше будет благ. Аллах не нуждается в нашей благодарности, ведь наш Господь сказал: «Кто благодарен, тот благодарен во благо себе. А если кто непризнателен, то ведь мой Господь – Богатый, Великодушный» (Намл, 27:40).

Человек может не всегда быть оделенным благами. Иногда он может подвергаться бедам и трудностям. Но в таком положении человек может проявить терпение и благодарность и тем самым заслужить довольство Аллаха. Наш Пророк так рекомендовал мусульманам быть терпеливыми и благодарными: «Положение му`мина удивительное, любое дело идет ему на пользу. Это присуще только му`мину. Если что-то радует его, он проявляет благодарность, и это дело становится добром для него. Если что-то огорчает его, он проявляет терпение, и это дело оборачивается добром для него» (Муслим, «Остережение от сомнительного», 64).

У нас может возникнуть такой вопрос: должна ли благодарность проявляться только по отношению к Аллаху? Конечно же, прежде всего мы должны благодарить наших родителей, благодаря которым мы появились на свет. Наш Господь сразу после благодарности к Себе велел говорить спасибо нашим родителям, и это указывает на то, насколько важное значение имеет благодарность по отношению к своим родителям (Лукман, 31:14). Имеется ли среди нас хоть кто-нибудь неосведомленный о том, как настоятельно советовал наш любимый Пророк с глубочайшим почтением и уважением относиться к отцу и матери?

И даже по отношению ко всем людям наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) требовал от нас такой же благодарности: «Тот, кто неблагодарен к людям, неблагодарен и к Аллаху» (Тирмизи «Книга благодеяний», 35).

Islam-Today

Автор: Ильяс Гарипов

Социальные комментарии Cackle