В мире / Ближний восток

Каир сегодня: где находится наклонный минарет, и что осталось от знаменитого медресе Салар

438

«Каир, несравненный по красоте и великолепию, - это место встречи пришедших и ушедших, место остановки слабых и сильных. Каир вздымается как волны моря с его неисчислимым количеством народа, который едва может вместить в себя» Ибн Баттута.


Каир, город тысячи минаретов, когда-то представлял собой, если верить путешественнику XIV века Ибн Батутте, воплощение силы ислама. Ибн Баттута перешагнул порог города в 1326 году, когда там бушевала чёрная чума (говоря языком современным, бубонная чума), которая уносила ежедневно порядка 20 000 человек. Каир за последующие 150 лет ещё 50 раз будет подвержен этой напасти, этой болезни, которая причинит непередаваемую боль, но так и не сможет погасить неукротимое сияние священного города.

 

История


Каир был основан фатимидами (последователями ветви шиизма, более известной как исмаилиты) и представлял собой халифат, основанный в Ифрикии, который охватывал территорию от Красного моря на Востоке (от Египта до Хиджаза) и до Атлантического океана на Западе (вплоть до территории современного Алжира). Халифат оставил след даже на острове Сицилия (ныне часть Италии). Зачастую, когда речь заходит о Каире, внимание с фатимидов переключается на мамлюков и османов (которые, с большой долей вероятности, и Каиром правили дольше, и оставили после себя более глубокое наследие, которое мы с вами можем лицезреть и сегодня). А ведь именно фатимиды создали место обучения и поклонения, которое оказало существенное влияние на религиозную составляющую жизни фактически каждого мусульманина-суннита. Речь идёт об университете «Аль-Азхар».


Итак, что же такое Каир? Каир – это город великанов и высоких гор, это город учёных и студентов, суфиев и святых,  учёных и астрономов, поэтов и художников с их неповторимыми творениями, воинов и рабов, их бесконечных противостояний собственной судьбе. Вибрации, которые взбудоражили воздух вокруг и заставили вздыматься грудь человека в пещере в Мекке, не могли быть остановлены даже всем остальным миром. Кто поднимается из пепла, как великий Рим, как зелёный Вавилон, как богатейший Хорасан или Исфахан?

Copyright Afaq Ali. All rights reserved.

Copyright Afaq Ali. All rights reserved.


Безусловно, отправившись в Каир сейчас, вы не найдёте тот средневековый город, который описывал Ибн Баттута. Но Каир всё же стоит на том самом месте. Ибн Баттута ступил на каирскую землю в годы правления первых мамлюков – солдат-рабов, которые захватили Египет из рук айюбидов. То, что он увидел тогда, вряд ли сильно отличалось от того, что видят современные жители. Мамлюкская архитектура по-прежнему доминирует в Старом городе. И это при том, что османы там правили гораздо дольше. Но даже они предпочитали мамлюкский стиль в архитектуре, чем способствовали сохранению этого дизайна, который после плавно обрёл второе дыхание в Стамбуле. Помимо мечети Мухаммеда Али-паши, которая по своему фасаду является ярким примером османской архитектуры, все остальные здания выполнены в мамлюкском стиле, что можно наблюдать, прогуливаясь по кварталам Старого Каира.


Медресе Салар и Синджар Аль-Джавли


Если вы держите путь в старый Каир, то начать его лучше с медресе Салар и Синджир Аль-Джаули. Расположенные всего лишь в нескольких минутах ходьбы от мечети Ибн Тулун, эти достопримечательности сегодня, к сожалению, закрыты на ремонт, хотя, стоит отметить, никаких реставрационных работ не ведётся. В наше время медресе представляют собой сильно разрушенные здания, разграбленные практически до основания – по сути, это руины. Нужно пройтись по целому лабиринту улиц, затем найти взглядом эти руины, увидеть крышу дома, сделать пару шагов, и только потом понять, что ты находишься над мечетью. Один только вид на практически исчезнувшие сакральные здания вызывает тяжесть и горечь от осознания того, какого великого наследия лишаются современные жители Каира.

Copyright Afaq Ali. All rights reserved.

Copyright Afaq Ali. All rights reserved.


Интересно, что особый вклад в строительство мечети внесли два эмира – Сейф аль-Дин Салар Аль-Татари аль-Мансури и Алаа аль-Дин Санджар ибн Абдулла аль-Джали. Оба они получили должность эмира в годы правления султана аль-Насира Мухаммада ибн Калавуна.


Алаа аль-Дин родился на территории современной курдской провинции Турции Диярбакыр. Он был куплен Джали. После прохождения обучения он был повышен до звания лейтенанта мамлюков, а затем стал управлять Газой, став лейтенантом мамлюков уже на территории всего Египта. После успешной карьеры под руководством Аль-Мансура Калавуна и его сына аль-Насира Мухаммада, Алаа аль-Дин принял решение уйти в отставку. До конца своей жизни он занимался изучением наук, связанных с хадисами.


Что же касается Сейфа аль-Дина Салара, то после мамлюкско-татарской войны он попал в плен к врагам. Как и Алаа аль-Дин, он тоже взлетел по карьерной лестнице в годы правления Аль-Мансура Калавуна и был одним из доверенных лиц мамлюков. Во время управления престолом аль-Насиром Мухаммадом ибн Калавуном Сейф аль-Дин не просто смог стать самым могущественным визирем и продержаться на это посту порядка 11 лет, но и своим влиянием затмил самого султана. Он даже хотел назначить сам себя султаном, но был арестован и умер от голода в тюремной камере.


Ибн Тулун


Ибн Тулун, самая известная из всех местных мечетей, по праву признана самой старой в Каире и одним из немногих сооружений, являющим собой яркий пример фатимидского наследия Каира. Хотя в течение последних десятилетий мечеть была полностью восстановлена, тем не менее, она смогла сохранить отпечаток работы своих создателей. Минарет по своей форме напоминает Большую мечеть Самарры в Ираке, а подковообразные арки говорят о том, что андалусские художники работали над строительством и восстановлением этого древнего сооружения (а происходило это в конце мусульманского правления в Андалусии, когда большинство мусульман, евреев и даже христиан бежали в Северную Африку и Египет, чтобы защитить себя от европейских захватчиков).

Copyright Afaq Ali. All rights reserved.

Copyright Afaq Ali. All rights reserved.


Минарет Ибн Тулуна – один из самых невысоких в Каире. Однако с него открывается неповторимый вид, демонстрирующий нам богатство местной исламской культуры и её расцвет.

Это завораживающее до глубины души зрелище, когда, спускаясь вниз с минарета, ты слышишь азан сначала из соседней мечети, а потом голос муэдзина начинает призывать на молитву с другой мечети. Пение муэдзина слышно даже в самом отдалённом уголке Каира.


Тарабай Аль-Шарифи – Купол под наклоном


Мавзолей Мамлюка Амира Тарабая Аль-Шарифи – это один из многих сохранившихся мавзолеев. Однако его главное отличие от других образцов мамлюкской архитектуры – это наклонный купол. Купол, круглый по своей форме, имеет под собой квадратное основание, которое, в свою очередь, опирается на прямоугольный фундамент.

Copyright Afaq Ali. All rights reserved.

Copyright Afaq Ali. All rights reserved.

Но, стоит отметить, что квадратное основание расположено не совсем симметрично, поэтому немного соскальзывает с прямоугольного фундамента, что и придаёт куполу наклон относительно линии горизонта. Как правило, архитекторы в мусульманских странах были одновременно художниками и математиками, которые проводили массу расчётов при проектировании объектов.

Продолжение следует

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle
Home