• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему арабские армии неэффективны

Время чтения: 5 мин
7505

Еще Наполеон в ходе своего знаменитого Египетского похода заметил, что три местных воина всегда побеждают семерых французов. Сто местных воинов побеждают сто французов, но когда численность противостоящих сторон возрастает до тысячи, победа переходит к французам, даже если арабов больше в два и даже в три раза. Так великий полководец пришел к пониманию того, что лучшая организованность и строгая дисциплина,начиная с определенного момента, всегда оказываются победоноснее превосходящей численности противника, пусть даже и обладающего выдающимся личным мужеством, но на фоне отсутствия общей организации боя и общей для всех дисциплины. Наблюдения Наполеона можно считать первой попыткой научного анализа такого феномена, как умение побеждать.

Военно-научная мысль не стоит на месте и следующий материал тому подтверждение. В ежеквартальном издании The Middle East появилась статья отставного полковника армии США Норвела де Аткина. Полковник провел восемь лет своей службы на Ближнем Востоке: в Ливане, Иордании, Египте и ОАЭ в качестве американского военного атташе, офицера службы безопасности, офицера наблюдателя сил безопасности. В целом за плечами полковника тридцать лет исследований Ближнего Востока, воплотившихся в его научной степени по арабскому языку в Американском университете Бейрута. В настоящее де Аткин занимается подготовкой американских военных, служба которых связана с ближневосточным регионом. Норвел де Аткин излагает свой взгляд на проблемы армий арабских стран, главной из которых он считает их неумение побеждать в бою. Полковник по своему объясняет причины этого недопустимого для армии любого государства «недостатка».

«В современную эпоху арабоязычные армии проявили свою полную неэффективность», - пишет полковник. Египетские регулярные силы потерпели фиаско в боях против повстанческих сил Йемена в 1960-х. Сирийские военные смогли навязать свою волю Ливану в середине 1970-х только благодаря абсолютному превосходству в вооружениях и численности. Иракская армия оказалась слабее иранской армии, хотя боеспособность последней была сильно подорвана революционной суматохой начала 1980-х. Также иракская армия не смогла решить свои задачи в войне с курдами. В ходе кувейтской войны арабские армии ни с той, ни с это стороны так и не смогли блеснуть военным мастерством. Стоит ли вспоминать возвращающийся кошмар арабо-израильских военных столкновений, которые раз за разом показывали абсолютное неумение арабских армий воевать современным оружием?

По мнению отставного полковника, среди различных причин такого состояния арабских армий, особо выделяются причины культурно-социального характера, напрямую восходящие к менталитету и особенностям социализации арабского солдата. Многолетние наблюдениякак за ближневосточным солдатом, так и за организацией военной службы в целом привели полковника к определенным выводам, которые, во многом основываются на изучениитого, как арабы идут в бой и как сказывается ментальный склад на боеспособности араба.

Полковник обращает внимание на разницу между способами ведения войн на Западе и на Арабском Востоке. Для Запада характерно ведение позиционной войны, как говорится, «лицом к лицу». Что касается арабских армийранней исламскойэпохи (когда и закладывались традиции ведения войны), то они проявляли  себя как мастера уклонения, задержек и обмана. Это ни в коей мере не умалаяет мужества арабского воина той поры, но лишь подчеркивает его неумение сражаться «в одной связке».Исторический опыт показывает, что, со слов Лоуренса Аравийского «арабы более успешны в повстанческой или политической войне» то есть,  в «войнах без сражений», как их назвал все тот же Лоуренс.

Другой особенностью, подрывающей боеспособность арабских армий является доминирующая культура, которая сформировала традиционные для арабов образцы поведения, выражающиеся в  чрезмерной централизации, отсутствии личной инициативы, нехватке гибкости, манипулировании информацией и подавление лидерских задатков начиная с уровня младших офицеров.Возьмем систему военного образования, которая, в силу традиций и особенностей менталитета, основана на механическом запоминании. Запоминание, конечно, необходимо, но когда оно становится  главным в образовательном процессе, то это приводит к деградации умения рассуждать и анализировать. Если же будущий офицер все-таки попытается рассуждать,  делать выводы или принимать собственные решения, то культурная среда быстро напомнит ему, что подобные действия повредят его карьере. Другая особенность касается как образовательного процесса так и повседневной военной службы, а именно: отсутствие соревновательного духа, поскольку соревнование предполагает наличие победителя и побежденного, а это, извините, способно до смерти оскорбить нежную душу арабского солдата или офицера. Иными словами, для арабского солдата важно сохранить здравие своего эго и гордыни, нежели принять участие в состязании, которое могло бы показать слабые места в его боевой подготовке.

Особенности менталитета и влияние традиций привели к формулированию определенного преподавательского кода в отношениях между западным специалистом и арабским курсантом. Имея дело с ближневосточнымикурсантами, западные преподаватели должны учитывать, что на вопрос, который они задают курсанту, последний имеет правильный ответ, который он получил заранее в ходе занятий. Если от студентатребуется проявить смекалку или он не может ответить на вопрос априори, то курсант будет чувствовать себя публично оскорбленным. Особо отмечается, что в условиях параноидальной окружающей культурной среды, «сдвинутой» на неприкосновенности его величества Эго, такой курсант будет видеть в вопросе преподавателя злонамеренную установку. Поэтому такой преподаватель станет врагом для курсанта. В свою очередь, одногруппники злосчастного курсанта станут опасаться того, что также будут избраны в качестве объектов для оскорбления со стороны преподавателя. В  результате, обучение вообще становится невозможным.

Конечно,наверное, очень важно, чтобы выдающееся эго и гордыня курсанта военного училища не пострадала в ходе обучения. Наверное, очень важно, чтобы выпускник чувствовал свою значимость и важность, что он сделал большой шаг вверх по социальной лестнице. Однако в бою вся его важность не будет стоить и ломаного гроша при полном отсутствии умения самостоятельно анализировать оперативную ситуацию и принимать личные решения. Интересно, когда-нибудь арабы поймут это?

Побеждает не та армия, в которой сержант ссылается на вышестоящее начальство, а та армия, сержант которой отдает приказы так, словно он сам их разработал и принял на военном совете. Побеждает та армия, солдаты и офицеры которой прошли курс «ликвидации» чувства собственной важности, а потому они не гнушаются падать лицом в грязь, вгрызаться в землю и отдать свою жизнь ради выполнения боевого задания.

Социальные комментарии Cackle