В мире / Арабский мир и Африка

Арабские страны в Индексе развития Интернета - 2013

3202

Арабские страны в Индексе развития Интернета - 2013.

Арабские страны в Индексе развития Интернета - 2013.

Индекс развития Интернета (The Web Index) —показатель, характеризующий уровень влияния Интернета на различные сферы общественной жизни. Был разработан и выпускается с 2012 года международной организацией World Wide Web Foundation под руководством Тима Бернерса-Ли, разработчика концепции Всемирной паутины, включая протокол HTTP, язык HTML и идентификаторы URI.

Параметры, по которым определяется степень влияния Сети объединены в четыре основные группы:

Проникновение включает в себя оценку уровня и интенсивности использования Интернета в стране, развития и качества коммуникационной инфраструктуры, а также институциональной инфраструктуры.

Свобода и открытость подразумевает оценку уровня гражданских свобод, связанных с доступом к информации, свободу мнения и защиту личных данных в Интернете.

Качество контента отражает реальный уровень использования и доступность необходимого содержимого.

Права и возможности. Этот показатель включает в себя оценку социальных, экономических и политических показателей развития государства в контексте влияния на них сети Интернет.

ОАЭ – по традиции, занимает первую строчку среди арабских стран, но в глобальном рейтинге – лишь 45-ю. Йемен (81-е место) же, как и в подавляющем большинстве рейтингов занимает последнюю строчку.

В целом, ситуация с распространенностью и свободой Интернета в арабских странах далека от идеальной, но наблюдаются и масштабные позитивные сдвиги. Так, например, такие страны как Бахрейн (50-е место), Марокко (54-е место), Катар (51-е место) и Саудовская Аравия (69-е место) за пять лет на треть улучшили доступ и распространенность к интернет-ресурсам. Большую роль в этом сыграло и повсеместное распространение телефонов с функцией доступа в Интернет. Однако, среди развивающихся стран лишь Марокко удалось обеспечить доступом к Интернету 50% населения страны.

Примечательно, что женщины гораздо более активно, нежели мужчины используют возможности, предоставляемые сетью Интернет. Так, например, только одна из пяти женщин в Египте (63-е место) считает, что Интернет-общение – это не подходящий вид коммуникации. В то же время, такой же процент женского населения убежден, что право на доступ к Интернету является одним из фундаментальных прав человека.

Одним из приоритетных направлений информационной политики современных государств остается обеспечение доступа к Интернету (в частности, к сайтам государственных органов и социальных служб) для лиц с ограниченными физическими возможностями, однако, лишь 16 стран из 81 участвующих в рейтинге обеспечивают это право на законодательном уровне. В их числе Катар, где интеграция инвалидов в социальное пространство посредством сети Интернет является одним из приоритетных направлений работы катарского правительства.

В то же время, Ближний Восток, Азия и Африка остаются странами, где доступ к информации о государственном бюджете страны остается самым закрытым. Местные правительства стремятся ограничить количество ресурсов и информации, которые были бы доступны в Сети и отражали процесс формирования бюджета. Естественно, что об участии населения, хотя бы на уровне общественной дискуссии, в формировании бюджетных статей речи не идет.

Существенную роль Интернет сыграл в «Арабской весне». В этом случае Интернет и связанные с ним СМИ выступили в роли катализатора протестов. Египтяне полагались на СМИ и Интернет в решении политических задач. По мнению исследователей, даже те спорадические выступления, которые проходили в Саудовской Аравии были организованы исключительно он-лайн, так как сделать это по-другому в условиях репрессивной среды невозможно.

Среди мер, направленных на дальнейшее расширение доступа к сети Интернет, исследователи выделили следующее:
1) Обратить вспять волну онлайн-цензуры;
2) Сделать широкополосный доступ в Интернет повсеместным;
3) Гарантировать права на доступ к необходимой информации как для взрослого населения планеты, так и для детей;
4) Осуществлять массовое обучение пользователей их правам и обязанностям, а также необходимым навыкам для работы в сети Интернет.

Руслан Хисамов

Социальные комментарии Cackle
Home