Алжир: сложности берберского вопроса
В 1980 г. в Алжире вспыхнула «берберская весна» в знак протеста против запрета проведения культурных мероприятий
Берберы, или амазиги, являются коренным населением стран Северной Африки, где они расселились за 4000 лет до арабских завоеваний VIIв. Берберы представлены различными этническими группами и составляют около 25-30% алжирцев, 50% марокканцев. Амазиги также проживают в Ливии (200 тыс.), Мали (450 тыс.), Нигере (700 тыс.), Тунисе (30 тыс.) и Мавритании (250 тыс.)
В жизни современных стран Северной Африки берберский вопрос занимает важное место, однако везде решается по-разному. Если в Марокко в отношении берберов всегда проводилась либеральная политика, то в Алжире проблема коренного населения имеет особо острый характер.
В Алжире самым многочисленным берберским народом являются кабилы, 4 млн из которых проживают в Кабилии, прибрежной области к востоку от столицы Алжира, еще 2 млн– вэмиграции заграницей. Среди других берберских народов, проживающих в Алжире, известны шауйа (2 млн) и мзамбита(800 тыс).
После получения независимости в 1962 г., Алжир встал на путь становления унитарным государством, основанным на арабо-мусульманской культуре. Так, формирование алжирского народа проходило в рамках жесткого курса на арабизацию и подавление берберской культуры.
С этого времени амазигиначали и до сих пор ведут борьбу за признание своих культурных прав и расширение роли в жизни страны. Основным центром сопротивления является гористая область Кабилия, где проживают две трети берберов Алжира (кабилы).
В 1980 г. в Алжире вспыхнула «берберская весна» в знак протеста против запрета проведения культурных мероприятий. Поводом к началу протестов стала отмена лекций берберского поэта в университете Тизи-Узу в Кабилии. Акциями протеста проходили под руководством «Фронта освобождения берберских племен в странах Магриба», борющегося за создание независимого государства амазигов.
«Берберская весна» было жестоко подавлена силами безопасности, тысячи участников берберского движения были арестованы. Тогда выступления амазигов вызвали горячее обсуждение берберского вопроса в международной прессе и в сфере защиты прав человека.
В 1989 г. в Алжире был признан политический плюрализм: у амазигов появилась возможность принимать участие в политической жизни страны и продолжать заявлятьо своих культурных и политических правах. Президент Алжира в 1991-1992 гг. пошел на ряд уступок, смягчив политику арабизации: было разрешено преподавание берберской культуры в вузах страны.4 сентября 1995 г. был проведен Всемирный конгресс амазиг, целью которого стало достижение социально-экономическим прав для берберских племен во всех странах их проживания. Это вновь вызвало усугубление берберского вопроса в Алжире.
В ответ правящие круги Алжира ужесточили курс арабизации, что породило возникновение радикальных берберских движений – «Альянс за свободную Кабилию» и «Вооруженное берберское движение».
Весной 2001 г. тысячи кабилов вновь провели массовые выступления против политики арабизации и непризнания берберов как самостоятельного народа. Однако неспособность протестующих отделить долгосрочные требования от краткосрочных и способность режима «поссорить» берберские фракции «Фронт социалистического труда» и «Объединение за культуру и демократию» между собой привело к затуханию протестного движения. Выступления, получившие название «черная весна» были подавлены силами безопасности, в ходе которого погибло около 100 человек.
В 2002 г. в Алжире берберский был признан национальным языком. В последующие годы были предприняты ряд других уступок: было разрешено преподавание берберского языка в школах и др.
В целом, берберский вопрос в Алжире сохраняет свою остроту. Алжирские власти все еще не готовы отказаться от политики арабизации и систематически подавляют любую инициативу по сохранению берберских языков и культуры. Например, в июле 2008 г. судебным решением было запрещено заседание 5-го Всемирного конгресса амазигов в Кабилии. «Движение за автономию Кабилии»постоянно сталкивается с препятствиями при организации культурных мероприятий в Кабилии.
Лейсан Тимергалиева