• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Узбекская народная вышивка: стили и центры

Время чтения: 3 мин
3054

Красота узбекской вышивки

Сейчас трудно сказать, когда именно в Средней Азии появилась вышивка, потому что из-за недолговечности текстильных изделий самые старые сохранившиеся образцы вышивок относятся ко второй половине XVIII века. Но известно, что с давних времен вышивка являлась самым любимым видом рукоделия среди узбекских женщин. Эту работу по сложившейся традиции выполняют девушки и женщины.

Вышивка всегда была обязательным элементом в традиционных домах оседлых узбеков. Большое влияние на них оказала таджикская культура. На стены вешались сюзане (вышитый вручную декоративный текстиль), а в быту обязательно использовались вышитые покрывала (шошаби или руиджо), молитвенные коврики (джойнамоз), скатерти (дастархан), покрывала на колыбели и тюбетейки. А вот у кочевых и полукочевых узбеков вышивку больше всего можно встретить на одежде и мелких изделиях. Узбекской вышивкой украшали мужские праздничные платья, пояса, женские свадебные накидки, футляры для ножей, зеркала и кошельки.

С самого раннего детства девочек учили владеть иглой, потому что они своими руками должны были готовить себе приданое и таким образом одновременно приучались к прикладному искусству и к древней культуре своих предков. Исходя из количества вышивок, оценивали трудолюбие невесты и делали вывод о достатке ее семьи.

Классическая узбекская вышивка ценится во всем мире. Ее отличает художественное своеобразие, тонкость исполнения и яркая гармоничная цветовая гамма из натуральных красителей. Вышивка выполняла не только эстетическую роль, но также имела сакральное значение, являлась частью обрядов и церемоний.

В XIX веке на территории современного Узбекистана было несколько городов-центров художественной вышивки. Среди них особое место занимали Бухара, Нурата, Самарканд, Шахрисабз, Ташкент, Фергана и другие. В каждом из них имелся свой особый художественный стиль. До конца 1880-х годов художественная вышивка выполнялась на специальной белой ткани или на натуральной желтой ткани. А вот с 1880-х готов стали использоваться простые местные ткани фиолетового и оранжевого цвета, а также появились импортные белые и цветные хлопчатобумажные ткани.

Для вышивки всегда использовались шелковые нити местного производства, которые окрашивались натуральными красителями. Красота вышивки до начала XX века во многом достигалась за счет естественной окраски шелковых нитей. С конца 1890-х годов и по настоящее время шелк окрашивают анилиновыми красителями, что делает контраст тканей более резким, чем в работах XIX века.

Обычно исследовали в Узбекистане выделяют три больших центра со своими особыми стилями вышивок – это Бухара, Самарканд и Фергана. Но помимо них имеются другие более мелкие локальные центры и школы.

Бухарскому стилю вышивки присуще стремление подражать роскошному убранству домов знати. Поэтому можно обнаружить некоторое сходство орнаментов вышивки с рисунками дворцовых персидских ковров, а также с узорами архитектурных изразцов и расписным декором изящных зданий и дворцов. Здесь также чувствуется сильное влияние исламского орнамента. К бухарскому художественному стилю очень близки вышивки Нураты, Шахрисабза, Китаба и Карши.

Несмотря на то, что Самарканд в свое время был столицей огромной империи Тамерлана, самаркандский стиль имеет меньшую связь со знатью и дворцовым искусством. Здесь в большей степени ощущается народный стиль, а также влияние мотивов древней согдийской культуры. Исламская художественная традиция тоже повлияла на самаркандский стиль, адаптировав древние астральные и зороастрийские символы к растительному началу. К самаркандскому стилю тяготеют вышивки Угрута, Джизака, Ташкента и Сурхандарьинской области.

Отдельным островком развивалась вышивка Ферганской долины. Здесь тоже преобладает растительное начало, но оно отличается от бухарского стиля тем, что в нем нет особого влияния профессиональной орнаментальной школы городских и дворцовых мастерских. Ферганский растительный орнамент берет свое начало от самобытного народного стиля. Но при этом по своей красоте он ничем не уступает бухарской вышивке.


Основные источники:

1. Гюль, Эльмира. Сады небесные и сады земные: вышивка Узбекистана: срытый смысл сакральных текстов. М., 2013.
2. Сухарева О.И. Сузани: Среднеазиатская декоративная вышивка. М., 2006.
3. Мясин М.Б. Декоративно-прикладное искусство Средней Азии и Казахстана. Путеводитель по постоянной экспозиции и коллекциям ГМВ. М., 2020.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle