• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мечеть «живого царя»: Шахи Зинда в Самарканде

Время чтения: 6 мин
3275

Мечеть Шахи Зинда, что буквально переводится как «живой царь», является одной из самых красивых, возможно даже красивейшей из всех мечетей Самарканда. Она была построен Тамерланом, также известным как Тимур, в честь Кусама ибн Аббаса, который стал одним из первых проповедников ислама в Средней Азии.

Здание этой мечети упоминается в трудах Абу Тахира Ходжи, в книге «Самария», переведенной с персидского языка. В ней говорится: «Из всех построек, существовавших во времена Тамерлана, главным был мавзолей выдающегося деятеля Кусама ибн Аббаса. Для его строительства в Самарканд были приглашены самые искусные мастера, каллиграфы, поэты и инженеры из Тегерана и других городов далеких стран. Они украсили фасад и купол этого мавзолея множеством разноцветных плиток – красной, белой, желтой, синей и черной, а потом расписали здание самой красивой каллиграфией Куфи, Моаккали, Сулси, Корани и Китаби. Эти надписи содержат имена Аллаха, молитвы, суры из Корана, изречения Пророка, имена цариц и их детей. В этом мавзолее также похоронены дети Тамерлана и главные государственные деятели его времен».

Местная легенда гласит, что название этому архитектурному комплексу было дано потому, что под ним скрывается некий царь. Этот правитель был весьма добродетельным, и Всевышний был так им доволен, что, когда пришло время умирать, царь спустился в подземелье, которое находилось тогда на месте мечети, земля под его ногами расступилась, и теперь он живет там вечно. В память об этой легенде мечеть, входящая в состав архитектурного ансамбля, была названа «Шахи Зинда».

Согласно другой версии, до XVI века комплекс назывался Мазар шаха, в честь Кусама ибн Аббаса, двоюродного брата и ближайшего сподвижника пророка Мухаммада (ﷺ). С XVI века он стал известен под названием Шох-и Зинда – «живой царь». По легенде, Кусам ибн Аббас пришел в Самарканд с небольшим отрядом для утверждения на этой земле ислама. Во время одного из набегов язычников он был поражен стрелой, но смог скрыться от нападавших в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), где и живет по сей день.

Комплекс находится на высотах, под которыми погребены руины древнего города Афрасиаб (названного так в честь царя Афрасиаба, который, согласно местному преданию, основал город, ныне известный как Самарканд, в 4000 году до нашей эры), и представляет собой целую сеть отдельных построек, последовательно возводившихся на протяжении 9 веков.

Всего здесь 11 отдельных мавзолеев, не считая множества небольших ниш для хранения кувшинов с водой, расположенных вдоль открытой аллеи длиной около 55 метров. Мавзолеи последовательно пристраивались друг к другу в течение XIV–XV веков. Арочно-купольные проходы (чартаки), комнаты для молитв, классные комнаты и ниши заканчиваются круглым залом без крыши. Большинство из этих помещений заняты могилами родственников и друзей Тамерлана, его няни, дочерей, сестер, жен, племянниц, священнослужителей и полководцев, о чем свидетельствуют надписи на уцелевших надгробиях.

На полпути вдоль галереи начинает подниматься широкая лестница. По обеим сторонам расположены чартаки, затем ниши для кувшинов с водой. Резная плитка, украшающая эти помещения, чрезвычайно красива и создает ощущение восточного великолепия.

Выше располагается кирпичный портал с богатым и красочным декором. Маленькая дверь слева ведет в комнату имама. Справа – красивая резная деревянная дверь с бронзовыми петлями и интересным железным замком, которая через короткий коридор ведет в комнату, где за ширмой хранятся два Корана. Размер одного из них 183 на 122 сантиметра. Другой, меньший по размеру, обильно украшен цветочным орнаментом. При этом большой Коран – не оригинал, а только копия XVI века, сделанная, чтобы спасти более старый экземпляр от износа при повседневном использовании. Оригинальный экземпляр Корана был увезен, и сейчас он хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

За комнатой с Коранами находится небольшая мечеть, пол которой устлан коврами. Тусклого света подвесной лампы едва хватает, чтобы увидеть слабые следы причудливой росписи на стенах. В этой мечети есть большое отверстие в полу, покрытое деревянной решеткой, которое ведет к могиле Кусама ибн Аббаса, на которой построен весь комплекс Шахи Зинда.

Галерея заканчивается круглым открытым строением, очень обветшалым, но все же очень красивым. Слева от этого здания небольшая калитка, ведущая за стены Шахи Зинда к обширным руинам мертвого города Афрасиаба. Предполагается, что это круглое и когда-то имевшее крышу здание, должно быть, представляло собой главную мечеть Шахи Зинда.

Восемь куполов разной формы все еще возвышаются над различными зданиями архитектурного ансамбля Шахи Зинда. Самый красивый купол покрыт зеленой, синей и белой плиткой различной формы – круглой, квадратной, треугольной, звездчатой.

Во внешней отделке комплекса использованы все возможные цвета: зеленый, бирюзовый, лазурный, белый, красный, сиреневый, розовый, черный, рубиново-красный. Он украшен плиткой в форме звезд и цветов, геометрическими узорами и арабесками, мраморной инкрустацией и Куфической каллиграфией.

Колонны отделаны глазурованной плитки, отлитой в соответствии с желаемой формой, и каждая их деталь подогнана к другой с идеальной точностью, и испещрена замысловатым узором. Для каждой капители, пьедестала, арки, колонны, уголка требовалась плитка особой формы. На некоторых колоннах есть дата или имя мастера, оформленные словно кружева. Арки и гробницы носят имя основателя, имена покоящихся там людей или послания. Примечательно, что ансамбль Шахи Зинда построен без фундамента.

Гур-Эмир («гробница государя»), ошибочно называемая мечетью, является мавзолеем самого Тамерлана. Верхняя часть цилиндрического основания, на котором покоится купол мавзолея, украшена лазуритово-голубой и бирюзово-голубой плиткой. Кроме нескольких неброских штрихов желтого, которые служат лишь для усиления двух других цветов, в этой части памятника иные цвета не используются. Купол слегка вытянут и ребрист, словно дыня.

Затем идет широкая полоса, состоящая из привычных для всего комплекса четырех цветов: темно-синего лазурита, светло-бирюзового синего, белого и натурального цвета кирпича. Ниже находятся огромные надписи белыми буквами с темно-синей кромкой, которые охватывают всю башню и хорошо читаются на расстоянии.

Интерьер гробницы представляет собой квадратный зал, покрытый рельефными надписями и геометрическими узорами. Эти украшения высечены из твердого черного камня. Еще один используемый камень – каменноугольный известняк, который добывается в Зеравшанской долине.

Высота купола составляет около 24 метров. На полу покоятся восемь саркофагов, окруженных перилами из белого мрамора, при этом девятый саркофаг находится вне ограды. Гробница Тамерлана располагается практически в центре мавзолея и сделана из темно-зеленого нефрита.

Размер этой гробницы поразителен, поскольку нефрит никогда не встречается в больших количествах, а самые крупные экземпляры можно найти в недрах труднодоступных гор на юге и крайнем западе Китая, в провинции Юньнань. В Тибете самое важное месторождение находится на восточном склоне горной системы Памир, так что к редкости камня добавляется трудность его транспортировки. Там его редко можно найти в виде самородков крупнее дыни, и в основном они используются для изготовления украшений и небольших безделушек, терпеливо и изящно вырезанных мастерами-китайцами.

Представьте себе, как трудно было реализовать желание Тамерлана покоиться именно в нефритовом гробу. Его гробница состоит из трех частей, покрытых надписями XV века на персидском языке. Надпись содержит генеалогию Тамерлана до Туманай-хана, генеалогию Чингиз-хана до Бузанджара, точную дату смерти Тамерлана (14 день месяца Шаабан 807 года) и указание на то, что Тамерлан был потомком имама Али, сына Абу-Талиба.

Среди других гробниц есть еще один красивый памятник, выполненный из бледно-серо-зеленого нефрита. Там покоятся останки старшего сына Тамерлана, Джахангира, который умер раньше своего отца в 806 году хиджры (1403 год).

У ног Тамерлана лежит Мирза Улугбег, восточный Марк Аврелий, государь и философ. Справа находится могила его отца Шахруха, четвертого сына Тамерлана, который правил огромной империей своего родителя 43 года.

Южный край зала занят гробницей из серого камня, которая увенчана небольшим куполом. Она принадлежит Мир Саиду Бараку, который считается духовным учителем Тамерлана.

Остальные гробницы принадлежат двум детям Барака, а последняя – визирю Тамерлана. В них самих нет тел, они захоронены в нижнем зале, каждое точно под камнями, размещенными в верхнем зале.

Громадная архитектурная авантюра: чем удивит нас Пакистан?
Культовое здание мечети прекрасно благодаря слиянию выдающихся мировых архитектурных стилей. Мечеть, где сплелись архитектурные стили Моголов и Европы, выглядит завораживающе и снаружи, и внутри.
24.12.2020
2015

Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями!

Islam-today

Социальные комментарии Cackle