• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как проникли архитектурные стили мусульман в Европу?

Время чтения: 5 мин
1852

Итак, еще со времен Мусульманской Испании пограничные с ней христианские короли заимствовали из нее не только архитектурные элементы, но и строителей, начиная от зодчих, кончая каменщиками. Затем из Испании мусульманские, или, если точнее – мавританские навыки строительства и зодчества перешли в южную Францию. Здесь они были включены в бенедиктинские аббатства и святилища Клюниака, которые лежали на пути паломников в Сантьяго-де-Компостела.

Европейские архитектурные заимствования у мусульман
И в классической готике, и в нео-готике, если верить логике Дианы Дарк, получили свое дальнейшее развитие традиции исламской архитектуры. В чем же заключается секрет такой популярности этого стиля?
04.05.2021
2126

Кроме заимствований из пограничной с христианами Мусульманской Испании, архитектурные стили мусульман проникали в Европу также и из оживленных исламских городов, таких как Каир, Дамаск и Алеппо, которые находились далеко от границ европейских христианских государств. В этом случае «трансляторами» новых веяний в архитектуре служили итальянские торговые порты, такие как Амальфи, Мальта и Сицилия.

Средние века были омрачены так называемыми Крестовыми походами, которые продолжались не один век. Вдохновляемые Римскими папами религиозно мотивированные военные агрессии европейцев на Ближний Восток продолжались с XI по XIII вв. Причем, пострадали от них не только мусульмане, но и православные христиане Византии, а также исповедники других религий, издревле существовавших на Ближнем Востоке. Крестоносцам удалось закрепиться на отвоеванных у мусульман землях и даже основать там государства (графства, княжества и королевства).

Оказавшись на Востоке, крестоносцы сталкивались с совершенно иным миром. Естественно, что новый мир оказывал на них влияние во всех отношениях, начиная с бытовых гигиенических практик, вплоть до государственного строительства. Не все крестоносцы оставались на завоеванных землях. Многие возвращались домой, в том числе и знатные рыцари.

Последние, по иронии судьбы, основывали новые королевства, подражая стилю своих побежденных врагов. Например, французы привезли новые архитектурные стили обратно в Нормандию, где они синтезировали их в то, что первоначально называлось просто «французской работой» в соборах, таких как Нотр-Дам и Шартр. Затем они «импортировали» новый архитектурный стиль в Англию, в то время находившуюся под нормандским правлением. Эти влияния запечатлены в таких величественных сооружениях, как Кентерберийский собор и Вестминстерское аббатство.

Однако столетия спустя в результате сознательной политики в области культуры, применительно к европейский архитектуре, сформировавшейся под влиянием мусульман, был введен термин «готическая архитектура», связывавшая ее корни с готами. В Испании, также не избежавшей культурной чистки от мусульманского прошлого, архитектура, созданная под их влиянием, стала называться «готикой католических королей». В общем, возобладали европоцентрические тенденции.

Так, по иронии судьбы, европейцы, которые презрительно называли мусульман сарацинами, т.е. «людьми, которые воруют», сами стали ворами, присвоившими себе чужое наследие. Но это обычная практика победителей. Важно другое: когда короли Испании вернули под свою корону всю территорию страны, они не разрушили главную жемчужину мусульманской архитектуры – дворец Аль-Гамбра – обитель последнего султана Гранады – этого последнего осколка мусульманского господства в Западной Европе.

Мусульманские мотивы из Испании перекочевали даже в Северную Америку. Их принесли в Новый свет все те же испанцы. Нужно помнить, что, когда испанцы прибыли в Мексику в 1492 году, они пришли из мира, в котором христиане и мусульмане прожили бок о бок почти 800 лет.

Испанские колонизаторы строили не в стиле коренных американцев, чьи земли они захватили, а импортировали стили своей родины, точно так же, как в свое время Омейяды воссоздали сирийские стили своей родины в Испании, смоделировав Кордовскую мечеть по образу знаменитой мечети Омейядов в Дамаске.

Влияние мавританского стиля можно обнаружить практически в каждом значимом сооружении в Испании. Все они несут на себе очевидный оттенок ориентализма. Поэтому логично, что испанские католические миссии в Калифорнии и Аризоне, основанные священниками францисканского ордена уже после Средневековья в XVIII-XIX вв., также импортировали стили своей родины. Мавританские узоры очевидны в Сан-Ксавьер-дель-Бак и Сан-Луис-Рей-де-Франсия.

Интересно, что мавританский стиль лег в основу так называемой «коллегиальной», или «университетской готики», яркими примерами которой являются комплексы Оксфордских и Кембриджских колледжей. Затем этот стиль продолжил оказывать влияние уже на архитектуру подобных комплексов уже в США, достаточно вспомнить архитектуру и интерьеры церковных библиотек в таких престижных университетах, как, например, Гарвардский Гор-холл. Примерами так называемой «университетской готики» в США и Канаде являются также зáмки Альтгельда (комплекс зданий в пяти университетах Иллинойса (1896-1899); Колледж Огастаны (Иллинойс), Рок-Айленд, Иллинойс – Старая семинария, Часовня Вознесения и Зал основателей (1923); Berry College – здания Форда; Бостонский колледж (Гассон-холл, Девлин-холл, Зал Св. Марии и Библиотека Бапста / Бернса); Брин Атинский собор Брин Атинского колледжа; Колледж Брин Мавр – Пембрук-холл (1894); Карлтон-колледж; Центральная коммерческая коллегия, Торонто; Центральная техническая школа, Торонто; Городской колледж Нью-Йорка (1903); Колледж Вустера – Кауке Холл; Учительский колледж Колумбийского университета; Энциклопедический и Технический Институт, Торонто (1922-1923); Доббс Ферри Средняя школа, Доббс Ферри, Нью-Йорк (1934); Герцогский университет – герцог Чапел (1930-1935) и Западный кампус, арка; Коллегиальный институт восточной торговли, Торонто, Канада, 1925 год; Восточная старшая средняя школа (1923), Вашингтон, округ Колумбия; Эмма Уиллард Школа; Университет Флориды A & M; Университет штата Флорида; Университет Фордхэма – Кампус Роуз-Хилл; Высшая школа Фордсона, Дирборн, Мичиган; Колледж Франклина и Маршалла – Старый дом, зал Гете и зал диагноза (1854-1857), и многие другие.

Популярность университетской готики сохраняется даже в 21 веке, когда новые здания по-прежнему считаются вершиной утонченности. Это Йельский колледж Бенджамина Франклина и Принстонский колледж Уитмена. Большая часть кампуса Йельского университета может считаться «готической», включая юридическую школу Йельского университета.

Кроме этого, в последние годы ряд колледжей и университетов заказали крупные новые здания в стиле готики. К ним относятся Уитменский колледж Принстонского университета (2007), Колледж Бенджамина Франклина Йельского университета и Колледж Паули Мюррей (2017) и Университет Южной Калифорнии USC Village (2017).

Продолжение следует...

Автор: Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle