• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Европейские архитектурные заимствования у мусульман

Время чтения: 5 мин
2381

Мало кто не слышал о так называемой готической архитектуре. Еще больше тех, которые считают, что подобные архитектурные шедевры, выполненные в готической стилистике, являются достижениями исконно европейской строительной инженерии, вдохновленной католической религией.

Однако величайший архитектор Англии сэр Кристофер Рен писал, что «готический стиль, правильнее было бы назвать сарацинским стилем». Об этом пишет арабист, культуролог, исследователь Востока Диана Дарк (род.1956) в своей новой книге «Кража у сарацин: как исламская архитектура сформировала Европу» (Stealing from the Saracens How Islamic Architecture Shaped Europe. 2020. 480 с.). Книга была признана лучшей книгой 2020 в рейтинге «BBC History Magazine».

Справка: Готическая архитектура – тип культовой и светской архитектуры, распространенный в странах Европы с конца XII по начало XVI века. Стиль зародился во Франции, распространившись впоследствии по всей Западной Европе. Наиболее яркое выражение и основные черты этого стиля получили в архитектуре больших кафедральных соборов. Они узнаваемы и характеризуются утонченным изяществом, устремленностью к небесам, богатым декором. Ведущий американский архитектор Ральф Адамс Крам, строивший в так называемом нео-готическом стиле писал в своей книге “Gothic Quest” о способности архитектуры влиять на людей. А архитектор Август Пугин, дизайнер символа Лондона – часовой башни, известной как Биг-Бен, считал, что готика – это «самая чистая» форма.

Диана Дарк считает, что архитектурные стили и инженерно-строительные идеи, легшие в основу готической архитектуры, перекочевали в Европу из оживленных торговых городов Ближнего Востока, создав неповторимый облик как европейской, так и американской архитектуры. Поэтому Дарк убеждена в том, что западный мир в большом долгу перед арабским и исламским миром. Доказательству этого ее утверждения и посвящена упомянутая научная работа.

По всему европейскому континенту расположены впечатляющие готические сооружения, многие из которых построены по образцу средневековых соборов Англии и Франции, таких как собор Святого Иоанна Богослова и Святого Патрика в Нью-Йорке, Национальный собор Вашингтона и Собор Святого Иоанна Крестителя в Саванне, штат Джорджия. Кроме того, Америка может похвастаться самой большой в мире коллекцией нео-готической архитектуры в своих университетах, колледжах и школах. Как видим, и в классической готике, и в нео-готике, если верить логике Дианы Дарк, получили свое дальнейшее развитие традиции исламской архитектуры.

В чем же заключается секрет такой популярности этого стиля? На этот вопрос Дарк отвечает издалека. Она не отрицает, что люди в прошлом, и современные европейцы воспринимают готическую архитектуру как олицетворение католической религии. Готика считалась общеевропейским наследием. Дарк подчеркивает, что, хотя такой «архитектурный» европоцентризм и остается глубоко укоренившимся, тем не менее, серьезные ученые ставят под сомнение, насколько «европейскими» на самом деле были греческая, римская и византийская цивилизации, предшествовавшие эпохе готики, поскольку все три империи были многокультурными и многонациональными. Немногие из более поздних римских императоров были этнически итальянцами, и еще меньше византийских правителей были этнически греками.

В общем, вопреки тому, что перечисленные выше великие цивилизации прошлого считаются фундаментом современной западной культуры, на самом деле они все возникли либо на рубежах между Западом и Востоком, либо полностью находились на Востоке как в географическом, так и в культурном смысле. Проводя мысль о том, что готическая архитектура имеет исламские корни, Дарк пишет, что пора уже исследовать готику таким же образом, как были исследованы и переоценены античные миры Эллады, Рима и Византии. Разворачивая свой анализ, Дарк утверждает, что ключевые элементы готической архитектуры – остроконечная арка, арка трилистника, ребристые своды и многие другие особенности – родились не в Европе, а дальше на востоке, часто эволюционируя из стилей, которые были связаны с совершенно другой религией.

Автор книги отмечает, что даже европоцентристски настроенные архитекторы не берутся отрицать, что остроконечная (или стрельчатая) арка берет свое начало в исламской архитектуре. На самом деле такой архитектурный элемент появился в VII веке на знаменитой мечети Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме, построенном в качестве первой мусульманской святыни омеййядским халифом Абд аль-Маликом. В дальнейшем стрельчатая арка получила развитие в халифате Аббасидах в Багдаде. В итоге – стрельчатая арка стала определяющей чертой мусульманских культовых зданий, которые произвели впечатление на крестоносцев.

Теперь возьмем арку-трилистник. Этот элемент был с большим энтузиазмом принят средневековыми европейскими архитекторами в качестве символа Троицы. Однако у мусульманских зодчих, которые не придавали ему такого значения, он впервые появился в качестве резного декоративного элемента. Примером тому постройки эпохи омейядов. При этом, омейяды заимствовали и у византийской церковной архитектуры. Однако та имела круглые римские арки и одиночные купола, как это было применено при строительстве в 6-м веке грандиозного собора Святой Софии (ныне Мечеть Айа София в Стамбуле). В этом здании нет ни стрельчатых арок, ни трилистников, не говоря уже о ребристых сводах.

Кстати, из своей столицы, – Дамаска, – омейяды привезли «свою» архитектуру в Испанию. Это произошло в 8 веке. Мусульманские зодчие той эпохи использовали их при возведении своего главного шедевра соборной мечети Кордовы, все еще известной сегодня как Мескита, что по-испански означает «мечеть» (хотя и используется как католический собор).

Ребристый свод главного купола Мескиты 10-го века, сегодня называемый Часовней Вильявисьоса, в 2017 г. был исследован испанскими инженерами-архитекторами. Они признали его конструкцию самым совершенным примером геометрии. Действительно, этот свод ни разу не нуждался в ремонте в течение всего своего тысячелетнего существования.

Интересно, что на задней стене купола каменщики оставили свои печати, из которых следовало, что в подавляющем большинстве они были мусульманами. Этот факт может приструнить тех, кто считает мусульман варварами, поскольку, по признанию современных специалистов, и мечеть в Кордове, ее элементы и детали свидетельствуют о том, что понимание геометрии мусульманскими архитекторами и выполненная ими каменная кладка намного превосходили работы их европейских коллег по цеху. Не случайно испанские христианские короли Кастилии Альфонсо XI (ум.1350) и Педро I Жестокий (ум.1369) настаивали на том, чтобы для их строительных проектов использовались мусульманские мастера.

Продолжение следует...

Автор: Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle