• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как праздновали мусульманский Новый год в Османской империи?

Время чтения: 4 мин
3264

Мусульманский календарь, известный как «хиджри», начальной точкой своего отчета берет 622 год нашей эры, когда первые мусульмане переселились из Мекки в Медину.

Это событие в исламской истории называется «хиджрой»«переселением», и оно было взято за основу нового мусульманского календаря вторым халифом Умаром (р.а.).

Мусульманский календарь полностью зависит от фаз луны, и поэтому действует по иному принципу, чем григорианский, который ориентируется на солнечный цикл. В мусульманском календаре в каждом месяце 29 или 30 дней, и это количество дней каждый раз может быть разным.

Традиционно первый день каждого месяца начинается с появлением на небе первого новолуния (полумесяца) вскоре после захода солнца. Определение наиболее вероятного дня, в который можно будет наблюдать новолуние, поощряло интерес мусульман к астрономии.

Поэтому в исламе астрономия всегда имела большое значение, и благодаря мусульманским ученым эта наука получила широкое распространение и развитие.

Мусульманский новый год начинается в 1-й день месяца Мухаррам, в течение которого произошли многие исторические события, имеющие глубокие последствия.

Принятый османами, мусульманский календарь использовался в качестве официального календаря до тех пор, пока не была создана современная Турецкая республика, которая решила использовать солнечный календарь как часть реформ по европеизации.

Приняв этот новый календарь, лидеры недавно созданной Турецкой республики положили конец османским традициям празднования исламского Нового года. Вместо этого граждане, живущие при новом режиме, начали отмечать Новый год 1 января как во всем в западном христианском мире.

На самом деле, в этих двух разных традициях празднования Нового года есть серьезные ментальные различия. Хотя «новый» Новый год все еще не признается некоторой частью турецкого общества, начало нового года по хиджре занимало особое место для мусульман в османском обществе и широко отмечалось.

Согласно сообщению, опубликованному в газете «Икдам» в 1901 году, высшие должностные лица, исламские ученые и видные общественные деятели поздравили Османского султана с Новым годом.

Османский дворец всегда был центром празднования 1-го дня месяца Мухаррам. Исламские ученые, высокопоставленные чиновники и представители немусульманских общин империи ежегодно посещали дворец султана в Стамбуле, чтобы, как и на других религиозных праздниках, выразить свои теплые пожелания.

Во время празднования во дворце присутствующие молились о том, чтобы новый год принес государству много удач и побед. В ответ официальные лица дворца раздавали посетителям золотые и серебряные монеты специальной чеканки под названием «Мухаррамийелик» и «Изобилие года».

В другом сообщении, опубликованном в газете «Икдам», говорится, что новый год также отмечали османские дипломатические представительства и послы за рубежом, такие как Аббас Хильми-паша, губернатор Египта, и наместник Мекки Авнур Рефик-паша.

Аналогичным образом, иностранные дипломаты и их переводчики также поздравляли султана с Новым годом.
В Новый год считалось, что новая одежда принесет удачу. Таким образом, мусульманские женщины предпочитали одеваться более элегантно.

На Новый год султану посвящались особые стихи. Несмотря на радость и волнение, были также некоторые меры предосторожности, чтобы не допустить чрезмерного празднования из уважения к внуку Пророка (с.а.с.), Хусейну (р.а.), который был замучен в этом месяце.

Как признак этой скорби в месяце Мухаррам призыв к молитве (азан) читался особым тоном (макамом), называемым Хусайни.

Поэма, написанная Ахмедом Тевфиком, управляющим порта в Мармара Эреглиси, была посвящена султану Абдулхамиду II. В ней он описал, как османское общество радо иметь такого щедрого правителя, как он, выразил желание, чтобы султан оставался у власти на многие годы.

Выдающийся турецкий писатель Фарук Нафиз Чамлибел писал: «На самом деле основные торжества были организованы 10-го числа месяца Мухаррам. Мы отмечаем начало Нового года в день Ашура, 10-го числа месяца Мухаррам, в день, когда внук Пророка (с.а.с.) мученически пал в Кербеле несколько столетий назад.

Этот день совпал со столь жестоким поступком. С целью поднять боевой дух, но в то же время не терять уважения, люди традиционно готовили ашуру – лакомство, известное на западе как «Ноев пудинг».

Однако этого недостаточно, чтобы оправиться от страданий, причиненных убийством Хусейна. Поэтому первый месяц Нового года мы начинаем с печали».

Хотя христиане Османской империи присоединялись к своим собратьям-мусульманам в праздновании Нового года по хиджре, в то же время они были полностью свободны отмечать христианский Новый год без какого-либо вмешательства со стороны мусульман.

Хасене Ильгаз, турецкий депутат, выросший в 1910-х годах, рассказал о своих воспоминаниях христианского нового года:

«Религиозные праздники были для нас очень веселыми и приятными днями. Для нас не было Рождества. Мы узнавали о приближении Рождества по приготовлениям, сделанным нашими соседями-немусульманами, которые присылали подарки в наши дома. Среди подарков, которые мы получали, обычно были цветные яйца, василопиты и лаванда. В ответ мы дарили им рахат-лукум и шербет».

Василопита – это пирог, который традиционно выпекается греками 1 января, в день святого Василия по византийскому календарю, и по совпадению в первый день нового года.

Основной источник:

Исследования Эмре Гюль

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle