Ислам в Марий Эл: интересные факты о соборной мечети Йошкар-Олы (Фото)
Все фото в материале: Ислам-тудей
Мусульмане в Марий Эл
Марий Эл – удивительное место, где находится настоящее царство леса. Когда едешь в столицу Республики кажется, что лес буквально нескончаемый. А ведь когда-то тут так и было.
По словам историков именно лес в древности и диктовал свои условия распространения ислама в этих местах: во времена Волжской Булгарии Марийский край был намного больше сегодняшних дней, а настоящие хозяева этих мест – марийцы издревле славились своими охотничьими способностями и меткостью стрельбы из лука.
Когда-то, еще во времена существования Волжской Булгарии здесь были особые отношения с мусульманами. Так уж случилось, что марийцам суждено было быть в начале в составе Золотой Орды, а затем и Казанского ханства. Местные люди отличались своим героизмом и были одними из первых кто защищал государство от чужеземцев, наравне с мусульманами.
После середины XVI в. в Марийском Поволжье впервые появляются мусульмане и даже образуется свой татарский анклав, представителями которого были в основном беженцы из центральных районов Казанского ханства. Веками живя бок о бок с марийцами, местные выстроили систему уважительных отношений со своими соседями.
Раньше большинство мечетей были деревянными, ведь именно этого строительного материала здесь всегда было вдоволь.
При мечетях функционировали как частные школы по изучению Корана, так и медресе. Причем среди городского населения мусульман было немного.
К сожалению, в 30-х гг. прошлого века, как и повсеместно в стране, были закрыты мечети, а сами здания сгорели или были сожжены. Перед самой Великой Отечественной войной и в военное время в некоторых районах свою деятельность вели странствующие муллы, так называемые «муллы-передвижки».
В 1973 г. в Марийской АССР численность марийцев-мусульман составляла 4,3% общего числа верующих марийцев республики, а к началу 1990-х гг. этноконфессиональная группа марийцев-мусульман и вовсе прекратила свое существование.
По пути традиционного ислама
Традиционный ислам в Марий Эл начал возрождаться с первой половины 90-х гг. XX века. В районе компактного проживания татар в 1999 году была построена Соборная мечеть Йошкар-Олы, которая функционирует и по сей день.
Постройка из красного кирпича в два этажа видна издалека. Ее красивый минарет возвышается над всем райном.
Первый этаж мечети отведен для мужчин, на втором традиционно располагается молельное отделение для женщин.
Чистый и просторный двор встречает гостей Дома Аллаха. Здесь отдельно от основного здания построены тахаратханэ, а также учебный корпус.
Ислам – религия сплочённости, взаимопомощи и солидарности. Несомненно, Марий Эл, как и вся наша необъятная Россия, многонациональный и многоконфессиональный край.
Сегодня местный мухтасибат, как и везде, объединяет по своим крылом мусульман разных национальностей, здесь помимо татар можно встретить туркменов, дагестанцев, чеченцев, азербайджанцев, таджиков и др. Это и есть настоящая сплоченность исламской уммы.
В городе и приходах официально отмечаются национальные и религиозные праздники: джума-намазы, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, Маулид ан-Наби, Сабантуй, Науруз и другие.
Блюдами из жертвенных животных кормят всех, кто приходит на праздник. Ежегодно есть и хаджии из числа мусульман Марий Эл.
В одном из священных хадисов сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах не смотрит ни на ваше обличье, ни на имущество ваше, но смотрит Он на сердца ваши и ваши дела» (Ахмад 2/284, 539, Муслим 2564 и Ибн Маджах 4143).
До сих пор влияние исламской культуры на марийцев-язычников проявляется в религиозной лексике: можно встретить удивительное смешение смыслов и слов: у них есть доброе божество пиамбар (искаженное «пайгамбар» – перс. «пророк»), ангел смерти Азреня (Азраил), и даже двоеверцы-марийцы (формально православные, но выполняющие ряд языческих обрядов) начинают каждое дело с «асмалла» (искаж. араб. «бисмилля»).
В марийских землях также под влиянием ислама и татарской культуры сохранились семейные обычаи, похоронно-поминальные обряды, почитание пятницы и многое другое.
Президент нашей страны Владимир Путин, заявляя о важности сохранения многонационального единства России, сказал: «У нас большая, многоликая страна. И в этом многообразии культур, традиций, обычаев – наша сила, огромное конкурентное преимущество и потенциал. Мы должны его постоянно укреплять, беречь это многообразное согласие, наше общее достояние».
Зифа Усманова