• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Неравенство доходов: исламский взгляд

Время чтения: 3 мин
5020

Фактом является то, что неравенство в доходах даже в развитых странах высоко и растет, несмотря на устойчивый рост, наблюдавшийся в растущих стран Восточной Азии, а также в Европе и Северной Америке в целом.

Одним из объяснений касательно неравенства доходов является то, что люди имеют разные навыки и уровень их производительности значительно отличается. Некоторые люди амбициозны и, используя свои врожденные способности и благоприятные обстоятельства, они, как правило, приобретают высокие трудовые навыки, и поэтому достойны относительно более высокой средней компенсации. Другие, которые не имеют указанных характеристик или обстоятельств, следовательно, получают сравнительно меньшую компенсацию.

Обещание равной заработной платы и уровня жизни в коммунизме являлось очень привлекательным в своем виде и, особенно, для масс, которые не выделялись трудоспособностью и наличием навыков, не имели доступа к качественному образованию и обстоятельств. Тот аргумент, что каждый человек должен иметь равные права и равный уровень жизни, казался весьма убедительным.

Тем не менее, люди имеют разные терпимости к риску, разные врожденные способности, разное отношение к прогрессии в жизни и карьере, разные уровни амбиций и, как следствие, они прилагают различные уровни усилий в получении образования, приобретают разные навыки. В результате, значительно отличается уровень их производительности. Разница в вышеупомянутых характеристиках не обязательно может быть результатом дискриминации. Большинство из них можно контролировать и вырабатывается самим человеком и его выбором. Приравнивание компенсации каждого в этом случае становится неоправданным.

Тем не менее, ислам рассматривает проблему неравенства доходов и дискриминационного доступа к ресурсам альтернативным и непосредственным образом. Мы видим, что неравенство доходов может привести к предвзятому доступу к образованию, здравоохранению и социальному обеспечению. Вполне возможно, что люди с низким доходом могут не иметь доступа к качественному образованию, объектам качественного здоровья, не в состоянии инвестировать в повышение своих способностей и развития человеческого капитала и в связи с этим, они могут оставаться в ловушке бедности и быть не в состоянии выйти из нее в условиях свободной рыночной экономики.

Что касается дискриминации, в исламе не должно быть дискриминации по признаку пола, религии, региона или этнической принадлежности. Но, если люди имеют разные уровни производительности, то их заработная плата может отличаться и определяться на рынке труда через спрос и предложение.

Что касается неравенства доходов, оно может возникнуть в результате имущественного неравенства, когда фиксируется возврат заемной прибыли в виде процентов. Проценты на основе финансового посредничества приносят прибыль в каждом обществе путем предоставления частного права создания бумажных денег в центральном банке и предоставления системе частичных резервов, которая дает право частным банкам создавать кредитные деньги. 

Этот денежный капитал может быть отдан в займ, на котором можно заработать  фиксированную процентную ставку. Таким образом, капиталисты в значительной степени застрахованы от потерь, колебаний и экономической неопределенности. Но, других факторы производства не могут позволить себе такую ​​роскошь, так как их компенсация от производственной деятельности либо связана с предоставлением услуг (в случае труда), либо с предоставлением имущества (земли или физического капитала), которые имеют ценность, но являются дефицитными, а также теряют потребительскую стоимость с течением времени, в отличие от денежного капитала.

Ислам запрещает проценты на основе заработка и закрывает двери для систематического роста неравенства доходов в результате имущественного неравенства. Люди в исламском благополучном государстве извлекают выгоду от учреждения закят и вакф. Кроме того, инфакъ и запрет процентов на основе доходов и финансирования также освобождают ресурсы и создают циркуляцию богатства в процессе производства.

Таким образом, в двух словах, Ислам позволяет неравенство (различия) в заработной плате по различию производительности, но не допускает дискриминации. Кроме того, если различия в заработной плате вызваны причинами, которые требуют справедливого распределения и доступа к ресурсам, то, ислам имеет уникальные механизмы, обеспечивающие справедливое распределение ресурсов и возможностей.

Социальные комментарии Cackle