• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Кто стимулирует нашу расточительность?

Время чтения: 3 мин
3431

 

 

В одном из прошлых материалов была поднята тема о рациональности хозяйствования на мини-уровне, т.е. на уровне домохозяйства. Там было отмечено, что недостаточно внедрять исламские принципы на уровне всей экономики страны или на международном уровне. Каждый день каждая мусульманская семья должна двигаться по пути приближения к сунне Пророка (с.г.в.).

В этой связи мы должны отдаляться от всякой расточительности при расходовании заработанных нами средств. С чем может быть связана подобная расточительность? У многих людей, проживающих в «развитых» странах, расточительность связана с тем, что они не могут отказаться от приобретения не нужных им товаров или покупают нужный товар в больших количествах и объемах, а затем выкидывают этот товар. Это связано с развитием в этих странах такого вида «отдыха», как «шоппинг» и развитием такого направления исследований, как маркетинг.

Часто ли с нами происходит следующее: пришел, увидел и... купил? Опомнившись, не понял, для чего купил, почему столько купил?

В этой ситуации приходится признать, что мы поддались на приемы маркетинга. С его помощью нами (потребителями) манипулируют.

Маркетологи решают, как преподнести товар, чтобы потребитель, не задумываясь, отдал за него чуть ли не последние деньги. Здравый смысл вместе со свободной волей человека не играют при этом практически никакой роли.

Продавцы, стремясь стимулировать продажи, прибегают к множеству ухищрений, воздействуют на самые глубинные инстинкты человека.

Например, магазины, где продают шоколад или кофе, должны просто сочиться кофейными и шоколадными запахами. Это очень привлекает сладкоежек. В магазине кожаных изделий должно пахнуть кожей – такой аромат у нас вызывает ассоциацию с качеством, с богатством. Поэтому в кожаных бутиках часто используют специальный спрей, который распыляет ароматизаторы, имеющие интенсивный «кожаный» запах. Для привлечения многих людей в кафе используются спреи с запахом свежевыпеченного хлеба – они стимулируют нас, хотя умом мы понимаем, что небольшое кафе не может само выпекать хлеб, значит и натурального запаха хлебы быть не должно.

Также могут ароматизировать книги в книжных магазинах или закладки к ним, чтобы мы запомнили именно этого автора и хотели купить и другие произведения этого автора.

Есть специальные запахи для ароматизации салонов по продаже  автомобилей, мебели, текстиля и еще многого другого.

Важно также расположение различных изображений в торговых залах. Если товар рассчитан на мужчину примерно до 40 лет, то его покупки стимулируют с помощью изображений красивых женщин, а пытаясь продать товар мужчинам после 40 лет, продавцы располагают его в окружении фотографий или картин, на которых изображены статусные вещи: дорогие яхты, большие загородные дома, машины. Если же товар предназначен для женщин, то его продажи растут при использовании продавцами материнского инстинкта (в торговом зале располагают фотографии улыбающихся счастливых детей) или полового инстинкта (изображают мужчин, как молодых и подтянутых для одного возраста, так и солидных – для другого). Что становится результатом подобных усилий? Покупки заведомо ненужных товаров. К примеру, по расчетам европейских исследователей, до 25% продовольственных товаров, купленных европейцами в магазинах, выбрасывались в связи с тем, что проходил их срок годности и их выбрасывали, даже не распаковывая.

Тема о том, кто и как стимулирует нашу расточительность – огромна. И эта тема заслуживает того, чтобы продолжить ее в других материалах. Ведь мы будем спрошены даже о каждой капле воды, которую потратили.

Социальные комментарии Cackle