Протирание хуффов (кожаных носков) и сокращение намазов в пути
Имам Абу Ханифа говорит: «Мы подтверждаем, что протирание хуффов (кожаных носков) обязательно для того, кто не в пути, в течение суток, а для путника – в течение трех суток…»
Под обязательностью тут имеется в виду обязательность считать протирание хуффов дозволенным. И еще будет сказано, что само их протирание допустимо, а исповедовать, что это допустимо – обязательно.
Имам говорит: «…потому что хадисы сообщают об этом, а кто будет отрицать это, для того есть опасность впасть в неверие, потому что сообщения об этом близки к степени «таватур».
Дозволенность этого установлена известными хадисами, близкими к степени таватур, и по этой причине имам Абу Ханифа сказал: «Кто отвергает протирание кожаных носков, то я боюсь, что он впал в неверие». Согласно мнению имама Абу Юсуфа, отвергающий дозволенность протирания кожаных носков впадает в неверие, потому что, согласно его пониманию, хадисы «машхур» являются видом таватура. Также часть ученых считает, что дозволенность протирания установлена Кораном, если [слово «ваши ноги» в известном аяте] читать в «джарре» (Аз-Зайля`и).
И шииты-рафидиты отвергают дозволенность протирания хуффов, поэтому данный вопрос относится к вероубеждению, как сказано в «Хидая» Ибн аль-`Имада. В «Аль-Хуляса» говорится: «За отвергающим дозволенность протирания кожаных носков намаз не совершается». Так же сказано в некоторых толкованиях на «Фикх аль-Акбар» имама Абу Ханифы.
Имам говорит: «Сокращение намазов и отпускание поста в путешествии – это облегчение, установленное текстом Корана:
وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلَاةِ
Смысл: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов» [4:101].
А в отношении отпускания поста – слова Всевышнего:
فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ
Смысл: «Если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [2:184]».
«Толкователь» говорит: «Сокращение намаза и отпускание поста в пути – это облегчение, и необходимо исповедовать законность этого облегчения, данного как милость от Всевышнего Аллаха для пользы Его рабов».
Облегчение (рухса) – это то, что строится на определенных послаблениях для рабов. А азима – это основное решение, которое не учитывает послабление для раба. Более подробно этот вопрос разбирается в «Аль-Бахр ар-Раик».
Рашид Исаев
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.