А ты знаешь, кто такой имам Ахмад ибн Ханбаль?
Великие ученые отличались от нас не сколько количеством знаний, сколько богобоязненностью и следованием религии, именно поэтому за ними столько веков следуют все мусульмане, из-за этого их баракята.
Четвертый имам – это имам Ахмад Ибн Ханбаль. Он родился в 164 г по хиджре и учился у имама Шафии. Также он учился у Ибрахима ибн Саада и Суфьяна ибн Уейна. Последний был большим ученым из Мекки, передатчик хадисов, у которого учился и сам имам Шафии. Ахмад учился у Шафии, пока тот жил в Багдаде. Имам Шафии очень высоко оценивал Ахмада, говорил что он имам не только в фикхе и хадисе, но и в зухде (аскетизме), вара'а (богобоязненности), имам в следовании сунне – так говорил его учитель.
В жизни у имам Ахмада было много испытаний, его жизнь пришлась на тяжелый период для мусульман, когда некоторые из Аббасидских халифов попали под влияние мутазилитов.
Тут нужно немного рассказать о том, кто такие мутазилиты, в чем их заблуждение, почему имам Ахмад был так принципиален в спорах с ними, принял множество испытаний, его избивали, приговаривали к смерти, что даже один его ученик после таких испытаний умер. Имам Ахмад пережил эти испытания, и за это его называют Насыр-ус-Сунна, защитник Сунны.
Известно, что первого халифа Абу Бакра, р.а, называют Насыр-уд-дин – защитник веры. Когда умер Пророк, мир ему, почти все арабские города стали муртадами, оставили что-то из религии – кто-то перестал совершать джуму или еще какой-то обязательный намаз, другие перестали платить закят, и Абу Бакр силой призвал их к порядку, так как они уже принесли присягу, у них были обязательства перед исламским государством. Тем самым он спас исламское государство от распада, поэтому его так назвали. Так и Имам Ахмад своим примером спас Сунну от искажения, он был известный ученый своего времени, его примеру многие бы последовали, поэтому на нем лежала большая ответственность, какая лежит на всех больших ученых. Поэтому говорят, что любой грех, который совершает ученый, является большим грехом (для них нет малых грехов), потому что на него смотрят люди, и они могут последовать его примеру. На алимах лежит большая ответственность. На них будет грех за тех людей, которые последуют за ними. Имам Ахмад отстоял убеждения ахлю-сунна, благодаря его мужеству ложные убеждения не охватили простой народ.
Рассказывают, в частности, такую историю. Как-то раз в разгар преследований, которым он подвергался, к нему пришел его друг и сказал ему – зачем тебе терпеть столько мучений, сделай вид, что ты согласен с этими заблуждениями, формально откажись от своих убеждений, как сделали многие другие ученые, сделай такыю – то есть, ради спасения жизни притворись, в шариате такое допускается, если есть реальная угроза жизни. В этот момент Имам Ахмад выглянул на улицу и увидел там толпу людей, которые ждали его решения, которые бы последовали за ним, что бы он не сказал. Поэтому он посмотрел на них и сказал – как я могу всех этих людей ввести в заблуждение? Вот такие были наши праведные предки, чтобы спасти нас от заблуждения, они терпели такие испытания.
Кто такие были мутазилиты – они возникли в эпоху табиинов (следующее поколение после сподвижников). У Хасана аль-Басри (великого ученого того времени) была своя школа в Басре. школа в те времена – это было просто место в мечети, где садился учитель со своими учениками, раньше знания получали в мечети. Рассказывают когда имам Шафии приехал в Багдад, там в мечети было 20 кружков ильму, когда он стал там преподавать, осталось только три, остальные люди перешли к нему.
Вот у Хасана аль-Басри был такой кружок в мечети. В это время поднимался вопрос совершения больших грехов – выходит человек из ислама или нет, если совершает такие грехи как пьянство, прелюбодеяние, оставляет намаз и т.д. Этот вопрос впервые подняли хавариджи, которые жили во времена Али, р.а , они считали, что такой человек – муртад (вероотступник), и его нужно казнить как отступника. Наша община (ахлю-сунна) считает, что такой человек муслим, но грешник, пока он не скажет, что этот поступок – халяль. Когда Хасан задал такой вопрос, один из его учеников сказал, что он не кафир, но и не муслим. Тогда Хасан про него сказал, что он отделился от нас («итазиля» по-арабски), и вот от него и пошли мутазилиты. Они читали много книг по греческой философии, очень увлеклись ей и стали проверять ислам доводами античных философов – по их мнению, все, что в исламе противоречит разуму, нужно было отвергать. Они отвергали многие хадисы, считали, что нельзя увидеть Аллаха в раю, несмотря на достоверные хадисы и аяты. Также они отрицали атрибуты Аллаха (говорили, что Он знающий, но у Него нет Знания, могущественный, но у Него нет силы, Говорящий, но у Него нет Речи), поэтому они отрицали предвечность Корана, считали, что он сотворен. Также они утверждали, что человек сам творит свои деяния, отвергали предопределение. По их мнению, Аллах дал каждому человеку некую свою силу, которой он сам (человек) делает, что хочет, наши поступки находятся вне силы Аллаха, Его сила на людей не распространяется.
Главный вопрос фитны мутазилитов был в том – сотворен Коран или нет. Им удалось склонить на свою сторону халифов, и они стали насаждать силой эти убеждения, почти всех имамов и судей заставили это признать. Многие ученые притворились из страха смерти, что они с этим согласны, кроме имама Ахмада и немногих ученых Поэтому власти очень желали склонить его на свою сторону. Имама заключали в тюрьму, страшно избивали, чуть не до смерти, говорят, что однажды его так сильно били, с него начала сползать одежда, тогда он сделал дуа, чтобы не открылся его аурат, хотя на нем было бы греха за это, но случилось чудо – его одежда прямо-таки к нему прилипла и больше не спадала.
Про его испытания есть еще такая история. У имама Шафии был слуга и ученик Раби аль-Муради. Он находился всегда рядом с ним. Когда Имам Шафии уже жил в Египте, уехал из Багдада, он во сне увидел Пророка, мир ему, который сказал, чтобы он предупредил своего ученика Ахмада – что его ждут большие испытания, так что он должен набраться терпения и не сдаваться. Тогда имам Шафии написал письмо и отправил ученика в Багдад с этим письмом к имаму Ахмаду. Он прибыл туда после утреннего намаза и отдал ему письмо. Имам Ахмад прочитал письмо и начал плакать. Но не от страха, а от того, что его любимый учитель проявил к нему такое внимание – он очень любил своего учителя. И от радости – что ему выпала такая честь, пострадать ради религии. И он сказал посланцу имама Шафии – "за такую хорошую новость я отдам тебе свою рубашку". Тот вернулся к имаму Шафии, и тот спросил – "что он тебе подарил за такую хорошую новость?" (для этих людей весть о том, что им придется пострадать ради религии была радостью). Слуга ответил, что он дал ему рубашку. Имам Шафии сказал тогда – " я у тебя ее не могу попросить, это слишком ценная вещь , но дай ее мне на время, я ее постираю и помою этой водой лицо для баракята". Вот такая любовь была между великими имамами.
Тут есть еще один вопрос. Почему мазхаб имама Ахмада такой малочисленный – его последователей меньше всех среди других мазхабов. Так было не всегда. Поначалу его мазхаб был самый многочисленный. Это произошло по вине его последователей. Через некоторое время в его мазхабе появились заблудшие, которые стали утверждать, что Аллах на небе, Он сидит на троне и тому подобные вещи. Чтобы утвердить свое мнение, они стали приписывать эти слова самому имаму Ахмаду, подделывать его книги. В частности, они подделали книгу Сунан имама Ахмада, куда было вписано множество выдуманных хадисов, что якобы имам Ахмад считал, что самый плохой день в исламе – это рождение Абу Ханифы (муджасимиты, антропоморфисты особенно ненавидят имама Абу Ханифу). Что якобы, когда Аллах сидит на Троне, Трон под ним скрипит и прочие глупости. Современные саудовские салафиты издают такие книги у себя в Саудии. И поэтому люди стали отходить от этого мазхаба. Даже некоторые ученые говорили, что эти люди так испортили мазхаб имама Ахмада, что его не отмыть до Судного дня.
Смерть имама Ахмада (р. а.) вызвала скорбь не только у мусульман, но и у иудеев, христиан и огнепоклонников. Более шестисот тысяч людей присутствовали на джаназа-намазе, и в течение целой недели джаназа-намазы продолжали проводиться у его могилы. Имаму Ахмаду (р. а.) было 77 лет, когда он покинул этот мир.
Да не лишит нас Аллах бараката наших праведных предков.