• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Халифат Омейдяов

Время чтения: 5 мин
4233

Муавийя, которого халифом признали многие территории государства, органы центральной власти перенес в Дамаск, в столицу Омейядов, что оказало значительное влияние на по-следующее развитие ислама. Все первые четыре халифа были
сподвижниками Пророка — набожными и благочестивыми людьми, их образ жизни не был отличен от того, что вели рядом с ними простые люди, они сохранили простые привычки своих предков, несмотря на колоссальные богатства, привозимые с покоренных земель.

С приходом династии Омейядов светские дела и проблемы, неизбежные в управлении огромной империей, стали преобладать в заботах халифов, часто за счет религиозных дел, что не могло не тревожить мусульман. Нельзя сказать, что религиозными ценностями вовсе пренебрегали, наоборот, каждое столетие их важность для мусульманской общины возрастала. Но со времен Муавийи призвание халифа как «защитника веры» все в большей мере требовало уделять внимание, прежде всего, светским делам и заботам, которые в столь значительной мере преобладают в истории каждой страны.

Основоположник династии Омейядов Муавийя был умелым и опытным правителем. Свои принципы правления он описывал следующим образом: «Я не применяю меч, когда достаточно плети, и не применяю плети, когда достаточно моего слова. Если лишь одна волосинка будет соединять меня с моими друзьями, я не позволю ей порваться. Если они натянут ее, я ослаблю, а если они ослабят ее, то я натяну».

Тем не менее Муавийя не смог устранить вражду со стороны определенной части общества к своему правлению и найти общий язык с шиитами. Омейяды, однако, сумели быстро достичь высокого уровня стабильности, особенно при третьем халифе династии Омейядов Абд аль-Малик ибн Марване, который унаследовал халифат в 685 г. Абд Аль-Малик много внимания уделял решению политических проблем. Он проводил важные реформы: руководил очищением и повторным открытием водоканалов для орошения долины Тигра и Евфрата, ввел производство и чеканку монет, которые со временем вытеснили византийские и сасанидские монеты и стали единственным денежным средством в обращении.

При нем были созданы специальные учреждения, в обязанности которых входило ведение финансовой отчетности и сбор налогов. Абд аль-Малик учредил систему почтовых маршрутов, чтобы ускорить связь и коммуникации с отдаленными краями империи. Он ввел арабский язык в качестве официального языка делопроизводства, заменив греческий и пахлави.

Во времена Абд аль-Малика Омейяды продолжали приумножать могущество халифата. На Востоке они распространили свое влияние до Трансоксании — области на севере от реки Оксус и продолжили путь к границам Китая. На Западе они покорили Северную Африку и основали город Кайруван, расположенный в современном Тунисе. Оттуда они направились к берегам Атлантического океана.

Границы правления Омейядов достигли также древней цивилизации Индии, наука и литература которой значительно обогатили исламскую культуру.

Тем временем в Европе арабы, нанеся поражение вестготам, вошли в Испанию и к 713 г. достигли французского города Нарбонны. В последующие десятилетия их отряды непрерывно совершали набеги на французские земли и в 732 г. достигли долины Лувра, расположенной всего лишь в 270 километрах от Парижа.

Последним великим халифом из рода Омейядов был Хишам, четвертый сын Абд аль-Малика. Его правление длилось долго — (724–743гг.). Это было время, когда Арабская империя достигла наибольших размеров и наибольшего величия. В 747 г. бунтовщики подняли в Хорасане черное знамя династии Аббасидов и правление династии Омейядов подошло к концу.

Несмотря на то, что Омейяды в основном покровительствовали и благоприятствовали расцвету своей родины Сирии, их правление отмечено достижениями и успехами для всей мусульманской общины. Они организовали структуры верховной власти, способные справляться с множеством самых сложных проблем огромной и многоликой империи, сделали арабский язык официальным языком государства. Правление Омейядов способствовало развитию культуры.

За все 90 лет правления Омейядов империя заслужила репутацию «мульк», т.е. «светского государства». В последние годы династии их противники создали тайную организацию с целью возведения в халифы потомка Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиба, дяди Пророка. Эта организация сумела объединить враждующие группы в Хорасане и Ираке и провозгласила халифом Абу аль-Аббаса. Марван ибн Мухаммад, последний Омейядский халиф, был разгромлен. Лишь один из представителей рода Омейядов юный князь Абд ар-Рахман бежал в Испанию и установил в 756 г. новую династию Омейядов.

К тому времени, когда Абд аль-Рахман достиг Испании, арабы уже закрепились на Пиренейском полуострове. После того, как был установлен заслон их походам на Францию, мусульмане решили сосредоточить все внимание на южной области Испании — Андалусии, которую они называли Аль-Андалус, и построили там цивилизацию, значительно превосходившую те, что когда-либо знала Испания. Мусульмане здесь развивали и совершенствовали торговлю и сельское хозяйство, покрови-тельствовали искусствам, вносили значительный вклад в раз¬витие науки и создали в Кордове лучшую на то время инфраструктуру в Европе.

К Х в. в Кордове жили 500 тысяч человек (тогда как, например, в Париже в то время насчитывалось около 38 тысяч жителей). В городе к тому времени было построено 700 мечетей, около 60 тысяч дворцов и 70 библиотек, в одной из которых хранилось 500 тысяч манускриптов. В Кордове было более 900 публичных бань, впервые в Европе появились уличные фонари. В пяти милях за городом размещалась резиденция халифа Мадинат аль-Захра. Строительство этого комплекса из мрамора, гипса, слоновой кости и оникса заняло сорок лет. В те времена — до разрушения в XI в. — его считали одним из чудес света. Его реконструкция начатая в первых годах ХХ столетия, все еще продолжается.

Одним из центров мусульманской цивилизации в Испании стала Альхамбра, цитадель, возвышающаяся над Гранадой, которую современники оценили как великое чудо цивилизованного мира. Постройку Альхамбры начал в 1238 г. Мухаммад ибн аль-Ахмар. Сначала выстраиваемая как крепость Альхамбра в правление преемников Ибн аль-Ахмара постепенно разрасталась в выдающийся комплекс изысканных зданий, укромных внутренних дворов, прозрачных бассейнов и скрытых от глаз садов. История мусульманской Испании закончилась в январе 1492 г., когда был поднят флаг христианской Испании над Альхамброй и Боабдиль. Последний мусульманский правитель был отправлен в изгнание.

Большинство мусульман сначала оставались в Испании. Христиане позволяли мусульманам работать, служить в армии, вла¬деть землей и даже исповедовать их религию. Но во времена инквизиции у мусульман были отобраны все права, и многие из них начали покидать эту землю. В начале XVII в. оставшиеся в Испании мусульмане были изгнаны силой.

Рафик Мухаметшин. "История ислама в России"

Социальные комментарии Cackle