• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

4 бесценных урока от ангела Джабраиля (а.с.)

Время чтения: 4 мин
43647

В одном хадисе передано:

Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: «Как-то мы сидели около Посланника Аллаха, и тут к нам подошёл человек в совершенно белой одежде и с черными волосами. На нем не было следов путешествия, но никто из нас его не знал. Он уселся прямо напротив Пророка и, упершись коленями в его колени и положив ладони на бедра, сказал: "О Мухаммад! Расскажи мне об исламе".

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: "Ислам состоит в том, что ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, совершать намаз, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан и совершить паломничество в Мекку, если сможешь добраться до нее".

"Правильно", – сказал мужчина. Мы удивились тому, что он вначале спросил Пророка, а затем подтвердил достоверность его слов. Затем он сказал: "Расскажи мне о вере".

Пророк (ﷺ) сказал: "Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и Судный день, а также верить в предопределение с его добром и злом". "И это правильно", – сказал мужчина.

Затем он сказал: "Расскажи мне об ихсане". Пророк (ﷺ) сказал: "Ты должен поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его. Ведь если ты и не видишь Его, то Он видит тебя".

"Расскажи мне о наступлении Часа", – попросил человек. Пророк (ﷺ) сказал: "Спрашиваемый сведущ не более спрашивающего". "Тогда расскажи мне о его признаках", – попросил мужчина. "Девушка-рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и обездоленные пастухи верблюдов будут соревноваться в постройке высоких домов", – ответил Пророк (ﷺ). После этого человек удалился, а Пророк (ﷺ) надолго задумался.

Затем он спросил меня: "О Умар, знаешь ли ты, кто спрашивал меня?" Я ответил: "Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше". Пророк (ﷺ) сказал: "Сам Джибриль пришел к вам, чтобы научить вас вашей религии".

Один из самых важных хадисов сунны – это хадис Джабраиля (а.с.). В этом хадисе Умар ибн Хаттаб подробно излагает интересную историю о том, как один мужчина подошел к Пророку (мир ему) и задал ему несколько вопросов и подтверждал ответы Посланника (ﷺ), как будто бы он знал их наперед. Оказывается, что этим мужчиной на самом деле был Ангел Джабраиль (а.с.). Даже сегодня в Мечети Посланника Аллаха, рядом с его могилой есть дверь, которая называется дверь Джабраиля – это место где он пришел к посланнику, о котором сказано в этом хадисе. Из ответов Посланника Аллаха (мир ему), мы получаем огромную мудрость, и уроки, которые мы можем извлечь из этого хадиса:

У Посланника Аллаха (ﷺ) были надежные очень осознанные приверженцы. Этот хадис передан Умар ибн Хаттабом, который рассказывает, что к ним подошел мужчина, который был «в совершенно белой одежде и с черными волосами. На нем не было следов путешествия, но мы не знаем кто это». Как только появился этот мужчина, Умар был способен анализировать ситуацию – он в мечети, он не путешественник, он в чистой одежде. Он автоматические замечает, что это не стандартная ситуация и наблюдает за ней дальше.

Урок, который преподносит нам этот хадис – люди, которые нас окружают и мы сами, должны быть надежными, понимающими свое окружение. Не должно быть так: мы молимся, поклоняемся, все хорошо, а остальной мир остается в стороне. Мы должны понимать, где мы живем, постоянно быть осознанными о своем окружении.

Второй урок: манера общения мужчины с пророком (ﷺ) – это прекрасный пример адаба. Как он это сделал? Он сел на колени перед пророком и положил ладони на бедра и начал задавать ему вопросы. Он задавал ему вопросы в очень спокойной, мирной и уважительной манере. Он задавал вопрос, пророк отвечал, он задавал следующий вопрос, на который пророк отвечал снова. В конце же Посланник Аллаха (ﷺ) спросил сподвижников, знают ли они кем был этот мужчина, на что они, проявив глубокую воспитанность, ответили: «Посланник Аллаха знает лучше». И такой адаб обретения знаний, этикет обращения с людьми, учителями, друзьями является частью ислама. Хороший адаб – это символ ислама, наше послание о нашей религии окружающим.

Третий урок: Ислам – сбалансированная религия. Джабраиль (а.с.) спросил у Посланника Аллаха (ﷺ) несколько вопросов. Первый – об исламе, который относится к внешним проявлениям нашей веры, второй – об имане, который касается интеллектуальной основы, что мы думаем о нашей религии, как мы понимаем Бога, и третий вопрос – об ихсане, на что Пророк Мухаммад (ﷺ) ответил: «Это поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его. Ведь если ты и не видишь Его, то Он видит тебя». Этот вопрос касается духовной составляющей. Так представлен баланс между разными уровнями существования: физическим, интеллектуальным, духовным и четвертый – связанный со временем. Мы, будучи людьми, стремимся к балансу между этими уровнями существования.

Верующий не стремится к совершенствованию одного аспекта, пренебрегая другим. Мы постоянно стремимся к поддержанию всех этих аспектов в балансе.

Четвертый урок: знания ограниченны. Несмотря на то, сколько мы узнаем, сколькими степенями обладаем, как преуспели в науке, знания всегда ограниченны. Одна из вещей, которая разрушает человека – это непонимание, неосознание того, что их знания ограниченны. Есть вещи, которые человек не знает и не узнает никогда. И Пророк Мухаммад (ﷺ) показывает этот пример, будучи Посланником Аллаха: «Спрашиваемый сведущ не более спрашивающего». Даже его знания были ограничены. Это должно стать напоминанием для нас, что мы можем много не знать, что наши знания не всегда достаточны и не всегда правдивы.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle