Встреча Мусы (мир ему) с колдунами
Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставят задуматься каждого, кто размышляет...
Начало:
Наставление первое. Юсуф (алейхи салям)
Наставление второе. Нух (алейхи салям)
Наставление третье. Муса (алейхи салям) Ч1
Наставление третье. Муса (алейхи салям) Ч2
Встреча Мусы (алейхи салям) с колдунами
Но Фараон решил победить Мусу (алейхи салям) его же оружием - колдовством. Поэтому, чтобы унизить Мусу (алейхи салям) в глазах людей и укрепить свою власть, Фараон приказал собрать всех колдунов Египта, для чего во все уголки страны были отправлены глашатаи.
Услышав это объявление, в столицу стали стекаться все, кто владел колдовством. Была собрана целая армия из порядка 3000 самых искусных и умелых колдунов Египта. В соответствии с другим риваятом сообщается, что их было пятнадцать тысяч.
.فَلَمَّا جَاءَ السَّحَرَةُ قَالُوا لِفِرْعَوْنَ أَئِنَّ لَنَا لَأَجْرًا إِن كُنَّا نَحْنُ الْغَالِبِينَ
قَالَ نَعَمْ وَإِنَّكُمْ إِذًا لَّمِنَ الْمُقَرَّبِينَ
«Придя, колдуны спросили Фараона: «Будет ли нам награда, если мы победим?» Он ответил: «Да. И вы непременно окажетесь среди приближенных (ко мне людей)» (аш-Шуара 26:41-42).
Фараон заявляет о своей божественности, но при этом он надеется и уповает на колдунов. Если бы и колдуны обладали глубоким знанием, то и они в свою очередь не надеялись бы на Фараона. В сущности же и Фараон, и колдуны были бессильны перед Мусой.
Еще раньше, чтобы изучить своего противника, колдуны встретились с Мусой (алейхи салям). Он призвал их к религии:
- Я не колдун, я – посланник Аллаха. И я призываю вас к вере.
Колдуны в ответ сказали:
- О том, пророк ли ты или колдун, мы узнаем при встрече. Если то, что ты говоришь, окажется неправдой, ты увидишь, что тебя настигнет.
И вот настал день их встречи. Люди толпами стали стекаться к большому полю, находившемуся за пределами города. Для Фараона был установлен престол на высоком месте, и он восседал на нем. Колдуны были готовы к демонстрации, они держали в руках веревки, канаты, кожаные тросы, а также пустотелые посохи, наполненные ртутью.
И вот пришел человек, которого они ждали. В руках Мусы (алейхи салям) был посох, а рядом с ним шел Харун (алейхи салям). Всего лишь два человека, против пятнадцати тысяч колдунов. Но эти два человека были людьми Аллаха.
Безусловно, Муса произвел впечатление на колдунов, так как если бы этого излучающего свет человека заботили лишь деньги, положение или власть, то он пошел бы к Фараону и договорился с ним, легко получив то, чего он желает. И в этом случае Фараону не пришлось бы выплачивать жалование такому количеству колдунов. Значит, этот человек стремился не к мирским благам. Кроме того, если он не побоялся бросить вызов Фараону, обладавшему великой властью, перед которым трепетали все люди, то значит, что его призыв не является пустым и необоснованным. Колдуны подумали: «Начнем соревнование, и тогда поймем, что он из себя представляет».
قَالُوا يَا مُوسَىٰ إِمَّا أَن تُلْقِيَ وَإِمَّا أَن نَّكُونَ أَوَّلَ مَنْ أَلْقَىٰ
Колдуны сказали: «О, Муса! Ты бросишь (свой посох) первым, или же мы бросим (наши посохи) первыми?» (Та-Ха 20:65).
Обратите внимание: колдуны выказали Мусе (алейхи салям) уважение. Они не выразили презрения, сказав: «Да, ты кто такой?», а проявили уважение, такт и хорошие манеры, поинтересовавшись: «Желаешь ли ты бросить первым, или нам бросить первыми?»
قَالَ بَلْ أَلْقُوا ۖ فَإِذَا حِبَالُهُمْ وَعِصِيُّهُمْ يُخَيَّلُ إِلَيْهِ مِن سِحْرِهِمْ أَنَّهَا تَسْعَىٰ
Муса (алейхи салям) сказал: «Нет, бросайте вы!» (И колдуны бросили). И тут ему показалось, что их веревки и посохи от их колдовства стали двигаться» (Та-Ха 20:66).
Когда Муса (алейхи салям) сказал: «Бросайте вы», колдуны бросили свое колдовство, которое они подготовили заранее. Брошенные ими промасленные кожаные канаты заблестели на солнце, а посохи, наполненные ртутью, казались движущимися. Казалось, что вся площадь заполнена тысячью шевелящихся змей. Собравшиеся люди пришли в ужас... Увидев это, даже Муса (алейхи салям) почувствовал внутри себя страх.
.فَأَوْجَسَ فِي نَفْسِهِ خِيفَةً مُّوسَىٰ
قُلْنَا لَا تَخَفْ إِنَّكَ أَنتَ الْأَعْلَىٰ
«Тогда Муса почувствовал в душе страх. Мы сказали (ему): «Не бойся! Ты одержишь верх (победив их)» (Та-Ха 20:67-68).
Муса (алейхи салям) испытывал страх за то, что люди, преувеличат в своих глазах увиденное колдовство и не уверуют.
وَأَلْقِ مَا فِي يَمِينِكَ تَلْقَفْ مَا صَنَعُوا ۖ إِنَّمَا صَنَعُوا كَيْدُ سَاحِرٍ ۖ وَلَا يُفْلِحُ السَّاحِرُ حَيْثُ أَتَىٰ
Всевышний Аллах внушил Мусе (алейхи салям): «Брось же то, что у тебя в правой руке (посох), и оно проглотит все, что они сделали (их змей). Поистине, сделанное ими — это лишь колдовские хитрости. Не обретет успех колдун, куда бы он ни пришел» (Та-Ха 20:69).
Посох Мусы (алейхи салям) превратился в огромную змею, проглотившую все колдовство, брошенное колдунами. Вся площадь в одно мгновение оказалась очищенной от колдовства.
Колдунам, обладавшим глубокими познаниями в своей области, становится очевидно, что подобное не может сотворить человек, если только это не божественное чудо. Чары колдунов были разрушены, и в то же самое время все их веревки, канаты и посохи бесследно исчезли. Никто, кроме Всевышнего Аллаха не способен ничего создать или обратить в небытие, ни с помощью колдовства, ни с помощью чего-то другого.
Вера колдунов и их гибель
Когда колдуны увидели чудо Мусы (алейхи салям), то пали ниц и сказали:
فَأُلْقِيَ السَّحَرَةُ سُجَّدًا قَالُوا آمَنَّا بِرَبِّ هَارُونَ وَمُوسَىٰ
«Мы уверовали в Господа Харуна и Мусы!» (Та-Ха 20:70).
Фараон очень сильно разгневался на это и сказал:
قَالَ آمَنتُمْ لَهُ قَبْلَ أَنْ آذَنَ لَكُمْ ۖ إِنَّهُ لَكَبِيرُكُمُ الَّذِي عَلَّمَكُمُ السِّحْرَ ۖ فَلَأُقَطِّعَنَّ أَيْدِيَكُمْ وَأَرْجُلَكُم مِّنْ خِلَافٍ
وَلَأُصَلِّبَنَّكُمْ فِي جُذُوعِ النَّخْلِ وَلَتَعْلَمُنَّ أَيُّنَا أَشَدُّ عَذَابًا وَأَبْقَىٰ
«Как вы могли поверить ему без моего разрешения? Поистине, он — лишь самый умелый из вас. Это он научил вас колдовству. Я отрублю вам руки и ноги накрест и распну вас на пальмовых стволах. Тогда вы узнаете, чье наказание (мое или Бога Мусы) тяжелее и длительнее» (Та-Ха 20:71).
Однако уверовавшие колдуны не придали ни малейшего значения этим угрозам ответили ему:
.قَالُوا لَن نُّؤْثِرَكَ عَلَىٰ مَا جَاءَنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالَّذِي فَطَرَنَا ۖ فَاقْضِ مَا أَنتَ قَاضٍ ۖ إِنَّمَا تَقْضِي هَٰذِهِ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا
إِنَّا آمَنَّا بِرَبِّنَا لِيَغْفِرَ لَنَا خَطَايَانَا وَمَا أَكْرَهْتَنَا عَلَيْهِ مِنَ السِّحْرِ ۗ وَاللَّهُ خَيْرٌ وَأَبْقَىٰ
«Мы не выберем тебя, оставив пришедшие нам доказательства (указывающие на истинность пророческой миссии Мусы), нашего Творца. Суди, но (не забывай, что) ты судишь только в земной жизни (поэтому делай с нами что хочешь). Поистине, мы уверовали в нашего Господа для того, чтобы Он простил нам наши ошибки (язычество) и колдовство (которому мы обучали и с помощью которого хотели победить Мусу) по твоему принуждению. Награда Аллаха лучше и длительнее (чем твое наказание)» (Та-Ха 20:72-73).
Фараон, известный своей кровожадностью, приказал отрубить колдунам руки и ноги и распять их. Положение этих колдунов поистине удивительно. Еще утром этого дня они были неверующими, а уже вечером стали мучениками. Несмотря на то, что они были мусульманами менее одного дня, они пожертвовали своими жизнями на пути веры, достигнув совершенства.
Всевышний Аллах посредством одного пророка растворил подобно тому, как солнце растопляет снег, все величие одного правителя. Простой кусок дерева, которым являлся посох Мусы (алейхи салям), стал инструментом мести, и очистил площадь от всего ложного колдовства. Когда же Муса (алейхи салям) протянул свою руку чтобы взять посох, огромная змея, еще мгновение назад наводившая ужас на всех присутствующих, снова превратилась в кусок дерева. Колдуны, видевшие все это, поняли, что это не является колдовством, и тотчас же пали ниц. Эти люди, пришедшие на эту площадь, будучи неверующими, ради того, чтобы поддержать власть Фараона, в одно мгновение всем своим существом обратились к Исламу. Будучи до этого момента шестеренками механизма дьявольского порядка, совершив саджда, они посеяли в землю зерна веры. И в одно мгновение превратились в единобожников, готовых пожертвовать собственными жизнями ради веры.
Вера колдунов была настолько сильной, что их лбы находились в саджда, а их сердца были в Раю. И они обратились к Всевышнему Аллаху со следующей мольбой:
... رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْرًا وَتَوَفَّنَا مُسْلِمِينَ
«Господи, даруй нам терпение и упокой нас мусульманами» (аль-Араф 7:126).
Народ Мусы (алейхи салям) увидев, как Фараон обошелся с колдунами, приказав отрубить им руки и ноги, а затем распять, испугался, что то же самое он может сделать и с ними. Но Муса (алейхи салям) сказал им:
قَالَ مُوسَىٰ لِقَوْمِهِ اسْتَعِينُوا بِاللَّهِ وَاصْبِرُوا ۖ إِنَّ الْأَرْضَ لِلَّهِ يُورِثُهَا مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ ۖ وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ
«Просите помощи у Аллаха и терпите. Поистине, земля принадлежит Аллаху. Он дает ее в наследство тому из Своих рабов, кому пожелает. (Счастливый) итог – богобоязненным» (аль-Араф 7:128).
Серия бедствий, постигших Фараона и его народ
Затем Всевышний Аллах обрушил на Фараона и его народ серию бедствий. Сначала на протяжении восьми дней подряд в кромешной тьме непрерывно шел дождь, и никто не мог выйти из своих домов. Потоки воды заполнили дома так, что люди по горло находились в воде. Однако дома сынов Исраилевых остались нетронутыми водой. Таким образом, на протяжении семи дней, Египет был подобен морю.
Боясь полного затопления, народ Фараона обратился к Мусе (алейхи салям) со словами:
- Сделай дуа своему Господу, чтобы он избавил нас от этого бедствия, и тогда мы уверуем в тебя.
Муса (алейхи салям) сделал дуа, и это бедствие было устранено. Вслед за этим, очень буйно проросли растения. Никогда еще народ Фараона не видел такого баракята! Тем не менее уверовать они отказались:
- Оказывается то, чего мы испугались, не было бедствием для нас, а наоборот, было благом.
Тогда Всевышний Аллах наслал на них полчища саранчи. Эта саранча уничтожила весь их урожай, а также заполнила их дома. Подвергнувшись этой напасти, они снова пришли к Мусе (алейхи салям) с теми же самыми словами:
- Сделай дуа своему Господу, чтобы он избавил нас от этого бедствия, и тогда мы уверуем в тебя.
Всевышний Аллах послал ветер, который унес всю саранчу в море. Люди, увидев, что оставшаяся часть урожая будет достаточна для них, снова отказались уверовать, сказав:
- Оставшейся части урожая будет нам достаточно.
Тогда Всевышний Аллах наслал на них вшей и насекомых. Эти твари стали пожирать оставшуюся после саранчи часть урожая, а вши стали кусать и пить кровь людей. Тогда люди в третий раз пришли к Мусе (алейхи салям) с просьбой спасти их от этого бедствия и обещая уверовать. Всевышний Аллах избавил, но они снова не уверовали и сказали:
- Теперь у нас не осталось никаких сомнений в том, что ты колдун. Вслед за этим, со стороны моря показалась черная туча, обрушившая жаб и лягушек на головы людей. Вся земля и все дома были заполнены жабами и лягушками. Через короткое время все заполнилось трупами жаб, источавшими зловоние. Копты снова пришли к Мусе (алейхи салям), умоляя его помочь им. Муса (алейхи салям) взяв с них твердое обещание, что они уверуют, сделал дуа Всевышнему Аллаху. Благодаря этому дуа, народ Фараона был избавлен и от этого бедствия. Всевышний Аллах послал дождь, который смыл всех жаб в море. Но народ Фараона и в этот раз нарушил свое обещание, продолжая распространять нечестие и упорствовать в неверии.
После этого, Всевышний Аллах наслал на них новое бедствие – кровь. Вода в реках и источниках, а также все их напитки превратились в кровь. Этот народ, который много раз нарушал свое обещание, снова обратился к Мусе (алейхи салям) с мольбами об избавлении от этого бедствия. Каждое из этих бедствий было ясным знамением и ясным доказательством, указывающим на правдивость Мусы (алейхи салям), совершенное могущество Всевышнего Аллаха, и на то, что народ Фараона стремительно движется к своей гибели и что для спасения им необходимо немедленно уверовать. Но, несмотря на это, они возгордились и не уверовали. Каждый раз они нарушали свое обещание. Настолько безнравственным был народ Фараона. За то, что они столько раз нарушали обещание, данное Аллаху и Его посланнику, они заслужили наказание - быть уничтоженными.
(продолжение следует)
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин