• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В доме врага: как пророк Муса (мир ему) оказался во дворце Фараона?

Время чтения: 14 мин
20240

Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...  

Начало:

Наставление первое. Юсуф (алейхи салям)

Наставление второе. Нух (алейхи салям)

 

Наставление третье. МУСА (алейхи салям)

Род фараона поработил сынов Исраилевых, используя их труд на самых тяжелых работах. Сыны Исраилевы, уставшие от гнета коптов, не могли даже вернуться на родину своих предков, в Палестину, поскольку Фараон не давал им ни разрешения, ни возможности покинуть Египет.

Сыны Исраилевы были разделены на классы: часть из них была занята на строительстве пирамид, подобных горам; другие привлекались к строительству или сносу домов; тысячи их людей непомерно работали в каменоломнях. Это были тяжелейшие работы, в результате которых многие сыны Исраилевы были сгорбленными. Те из них, кто не работал, были обложены ежедневной данью, за невыплату которой до захода солнца, полагалось связывать и заключать в тюрьму на месяц. Женщины этого народа были заняты шитьем и прядением.

Рабовладельческий порядок подвергал сынов Исраилевых репрессиям и мучениям. Кроме того, по приказу Фараона копты убивали всех новорожденных мальчиков из числа израильтян, оставляя в живых только девочек. Однако достигнув определенного возраста, их выдавали замуж за чужих мужчин, дабы полностью истребить род израильтян.

 

Сон, приснившийся Фараону

Однажды во сне Фараон увидел, что огонь со стороны Палестины окружил Египет и сжег всех коптов, живших там, не тронув при этом израильтян. Этот сон очень напугал Фараона, который собрал всех предсказателей, гадалок и колдунов, чтобы те истолковали сон. Ответ был следующим:

- Среди сынов Исраилевых родится мальчик, ты и твоя власть погибнет от его рук.

Решение Фараона после услышанного было чудовищным: он приказал убивать всех новорожденных мальчиков-израильтян. Повитухи в точности исполняли этот приказ. Те из них, кто проявлял сочувствие, были убиты.

По всей стране по приказу Фараона были установлены эшафоты для пыток беременных женщин. Судьба наиболее крепких здоровьем израильтянок, которым удавалось не потерять ребенка, несмотря на испытанные мучения, и родить мальчиков, была известной: их новорожденных сыновей убивали сразу после появления на свет.

Напуганные пытками многие женщины добровольно соглашались на аборты. Вот так, варварски пытался предотвратить рождение Мусы (алейхи салям) Фараон. По его приказу были убиты двенадцать тысяч мальчиков и девяносто тысяч новорожденных.

В соответствии с другим риваятом, количество детей сынов Исраилевых, которые были убиты по приказу Фараона, достигало девятисот девяноста тысяч.

Мухиддин ибн Араби в своей книге «Фусус аль-Хикам» пишет: «Всевышний Аллах даровал Мусе (алейхи салям) способности и силы всех убитых Фараоном детей. Поэтому чудеса Мусы (алейхи салям) были очень явными». Таким образом, непременно должно было наступить время, когда Муса (алейхи салям) в одиночку станет противостоять армии Фараона.

 

Рождение Мусы (алейхи салям)

Вместе с новорожденными детьми постепенно стали вымирать и престарелые люди из числа сынов Исраилевых. Опасаясь полного вымирания этого народа, копты обратились к Фараону:

- Увеличилась смертность среди взрослого поколения сынов Исраилевых, а их детей убивают по твоему приказу. Мы боимся, что они полностью выродятся. Если так пойдет и дальше, то всю тяжелую работу придется выполнять нам самим.

Фараон принял во внимание это предупреждение и посоветовавшись со своим окружением, принял новое решение. Теперь новорожденных мальчиков было приказано убивать через год. Безусловно, Фараон и его окружение, несмотря на свои злодеяния, никак не могли изменить предопределения Всевышнего Аллаха. Случилось то, что должно было случиться: Муса (алейхи салям) появился на свет, причем в тот год, когда всех новорожденных убивали.

Всевышний Аллах делает то, что пожелает: Муса (алейхи салям) не только родился в тот год, когда новорожденных детей убивали, и остался при этом живым, но и рос во дворце самого Фараона под его же защитой. Многим такое развитие событий покажется невероятным, но именно они заставляют осознать, что все - во власти Аллаха. А как иначе мог бы Муса (алейхи салям) набраться сил и положить конец правлению Фараона-злодея?

Размышляя о наших личных повседневных проблемах или даже глобальных политических событиях, мы барахтаемся в обилии возможных предположений и ищем пути их решения, но почти всегда забываем, что Аллах – всемогущ, и если он не пожелает, то изменить что-то невозможно. Как невозможно избежать Его милости и помощи.

Мать Мусы (алейхи салям) забеременела его братом Харуном и родила в тот год, когда детей оставляли в живых. Мусу (алейхи салям) она родила на следующий несчастный год. В тот год люди Фараона рыскали везде, и если встречали беременную женщину, то сразу же записывали ее имя. Когда же наступало время родов, к этой женщине приходили повитухи из числа коптов. Если рождалась девочка, то ее оставляли в живых, а если рождался мальчик, то его отдавали специальным детоубийцам, которые безжалостно убивали ребенка острыми ножами.

Беременность матери Мусы (алейхи салям) протекала незаметно для окружающих. Очевидных признаков не смогли узреть даже женщины, которые выискивали беременных. Тем не менее, мать Мусы (алейхи салям) пребывала в постоянном страхе и волнении. Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَأَوْحَيْنَا إِلَىٰ أُمِّ مُوسَىٰ أَنْ أَرْضِعِيهِ ۖ فَإِذَا خِفْتِ عَلَيْهِ فَأَلْقِيهِ فِي الْيَمِّ وَلَاتَخَافِي وَلَا تَحْزَنِي ۖ إِنَّا رَادُّوهُ إِلَيْكِ وَجَاعِلُوهُ مِنَ الْمُرْسَلِينَ

«Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же начнешь бояться за него, то брось его в реку. Не страшись и не печалься, Мы непременно вернем его тебе и сделаем одним из (Наших) посланников»» (аль-Касас 28:7).

Это откровение, которое было внушено матери Мусы (алейхи салям), не является пророческим откровением. Оно настигло ее посредством ильхама (интуиции) или сновидения. В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

...أَنِ اقْذِفِيهِ فِي التَّابُوتِ فَاقْذِفِيهِ فِي الْيَمِّ فَلْيُلْقِهِ الْيَمُّ بِالسَّاحِلِ يَأْخُذْهُ عَدُوٌّ ۚلِّي وَعَدُوٌّ لَّهُ

«Положи его в сундук и пусти его по реке (Нилу), и река выбросит его на берег. Его подберет Мой враг и его враг» (Та-Ха 20:39).

Мать Мусы (алейхи салям) в течение трех месяцев кормила его грудью, пребывая в постоянном страхе, так как если бы люди Фараона ворвались в ее дом, то непременно нашли бы ребенка и убили бы его.

С каждым днем Муса (алейхи салям) становился все более крепким и красивым, привязанность и любовь матери к сыну становилась все больше и сильнее, как и страх за его жизнь. Положившись на откровение и свою интуицию, она решается поступить так, как ей и было внушено: отпустить Мусу по течению реки Нил.

 

Муса (алейхи салям) во дворце Фараона

Мать Мусы (алейхи салям) заказала плотнику деревянный ящик. Внутреннюю часть ящика она застелила хлопком, снаружи обмазала смолой, чтобы он не пропускал воду. Как следует покормив сына, она положила его в ящик, и вверив его Всевышнему Аллаху, спустила ящик на воду.

По воле Всевышнего Аллаха течение реки вынесло Мусу ко дворцу Фараона и выбросило его там на берег. Когда невольницы жены Фараона пришли на берег реки за водой, то нашли там ящик, и взяв его с собой, передали жене Фараона. Открыв сундук, жена Фараона увидела в нем ребенка, излучающего свет.

В тот же миг она прониклась любовью к младенцу. Впрочем, он и сам еще не знал, что так будет всегда на протяжении всей его жизни: каждый, кто видел его, испытывал к нему добрые чувства. Не миновало это даже самого Фараона, который так же сильно привязался к ребенку. Вот что об этом сказал Всевышний Аллах в Коране:

...وَأَلْقَيْتُ عَلَيْكَ مَحَبَّةً مِّنِّي وَلِتُصْنَعَ عَلَىٰ عَيْنِي

«Я одарил тебя Своей любовью (и поэтому тебя полюбили люди, даже Фараон), и ты вырос у Меня на глазах (под Моим контролем и защитой)» (Та-Ха 20:39).

Всевышний Аллах заронил зерно любви к Мусе (алейхи салям) в сердца всех обитателей дворца Фараона. Однако спустя некоторое время, обитателей дворца Фараона охватило волнение, и они стали задаваться вопросом: «Кто этот ребенок, откуда он появился? А вдруг он и есть тот ребенок, который положит конец власти Фараона?».

Опасаясь, что он рожден израильтянкой, приближенные Фараона собрались на совещание и приняли решение убить ребенка. Однако жена Фараона Асия бинти Музахим возразила им и сумела убедить Фараона сохранить ему жизнь. Она приложила немало сил к тому, чтобы защитить Мусу (алейхи салям) и сделать его любимым сыном Фараона. Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَقَالَتِ امْرَأَتُ فِرْعَوْنَ قُرَّتُ عَيْنٍ لِّي وَلَكَ ۖ لَا تَقْتُلُوهُ عَسَىٰ أَن يَنفَعَنَاأَوْ نَتَّخِذَهُ وَلَدًا وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«И жена Фараона сказала: «Вот радость очей для меня и тебя! Не убивайте его! Возможно, он будет нам полезен, или же мы усыновим его». И они ни о чем не подозревали» (аль-Касас 28:9).

Вот так, благодаря стараниям Асии бинти Музахим, Фараон и его приближенные отказались от мысли убить Мусу (алейхи салям). Они и не догадывались, как были близки к правде. В одном из риваятов сообщается, что когда Асия сказала Фараону: «Вот услада очей для меня и для тебя», он ответил ей: «Для тебя да, а я не нуждаюсь в нем».

Так и случилось впоследствии. Всевышний Аллах даровал жене Фараона истинный путь, а сам Фараон был уничтожен руками Мусы (алейхи салям). Асия бинти Музахим, увидев, как посох Мусы (алейхи салям) превратился в огромную змею, уверовала в него. Фараон, не простив жене того, что она уверовала, подверг ее жестоким пыткам.

В риваяте, переданном от Абу Хурайры (радыяллаху анху), сообщается, что Фараон приказал прибить Асию к земле четырьмя гвоздями, а затем положить на нее тяжелый камень. В этот момент Асия обратилась к Всевышнему Аллаху со следующей мольбой:

... إِذْ قَالَتْ رَبِّ ابْنِ لِي عِندَكَ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ وَنَجِّنِي مِن فِرْعَوْنَ وَعَمَلِهِوَنَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«О, Господь! Даруй мне дом в Раю, рядом с собой, и избавь меня от Фараона и его (скверных) дел. Избавь меня от этого нечестивого народа» (ат-Тахрим 66:11). 

С такой мольбой обратилась Асия бинти Музахим к Всевышнему Аллаху, попросив даровать ей дом и место вечного отдыха в Джанна аль-Маъва. Она просила избавить ее от мерзкого Фараона и его скверных дел, а также от его нечестивого народа. Испив чашу мученичества, она удостоилась вечного отдыха и высокой степени, которую она желала.

В одном из риваятов сообщается, что, когда Фараон подверг Асию пыткам, чтобы она вернулась в религию Фараона, ей было показано ее место в Раю, и она отдала свою душу, не испытывая никакой боли. Тот камень, который положили на нее, был положен уже на бездыханное тело. Асия, являющаяся примером стойкости в вере, восстала против Фараона, который хотел ввергнуть ее в огонь вечных страданий, и вознеслась к наивысшей степени Рая, став одной из самых благих женщин Рая.

Так, например, в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самыми благими женщинами Рая, являются: Хадиджа, Фатима, Марьям и Асия бинти Музахим».

 

Мать снова обретает своего ребенка

О состоянии матери Мусы (алейхи салям) и о том, что произошло с ней позже, наш Господь говорит в Коране:

وَأَصْبَحَ فُؤَادُ أُمِّ مُوسَىٰ فَارِغًا ۖ إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَىٰقَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ. وَقَالَتْ لِأُخْتِهِ قُصِّيهِ ۖ فَبَصُرَتْ بِهِ عَن جُنُبٍ وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«И сердце матери Мусы сжалось от ужаса. Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей. Она сказала его сестре: «Следуй за ним». Она наблюдала за ним издали, и они не замечали ее» (аль-Касас 28:10-11).

Итак, мать Мусы (алейхи салям), чтобы спасти своего сына от гибели, положила его в сундук и спустила в воды Нила. Но все ее мысли были обращены к сыну, она не переставала думать о нем, и о том, что с ним случилось. Когда утром она узнала, что сундук попал в руки Фараона, она едва не лишилась рассудка. Подумав, что теперь Фараон убьет ее сына, она стала плакать и причитать. Но в это время пришла божественная помощь.

Путем внушения (ильхам) Всевышний Аллах напомнил ей о своем обещании. Она твердо уверовала в это обещание и стала с терпением и спокойствием ждать Его помощи. И если бы Всевышний Аллах не даровал ей терпение и спокойствие, то она, измученная горем и тоской, могла выдать себя, открыто заявив, что Муса (алейхи салям) ее сын. Всевышний Аллах говорит в Коране:

...إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَىٰ قَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ

«Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей» (аль-Касас 28:10).

Всевышний Аллах наполнил ее сердце уверенностью в том, что ее сын будет возвращен ей. Когда ее сердце обрело покой, она отправила свою дочь во дворец Фараона, чтобы узнать, что происходит с ее сыном. Поскольку ее дочь прислуживала при дворе Фараона, то она имела такую возможность.

Она стала наблюдать за Мусой (алейхи салям) со стороны, не выдавая себя. Она узнала о том, что Фараон не убил Мусу (алейхи салям), а усыновил его. Так же она узнала обо всех происходящих во дворце событиях и рассказала об этом своей матери.

Поскольку Фараон и его жена очень полюбили Мусу (алейхи салям), то приняли решение растить его как собственного сына. Жена Фараона пригласила во дворец кормилиц, чтобы выбрать среди них самых лучших для кормления Мусы (алейхи салям). Однако Муса (алейхи салям) не принял ни одну из этих кормилец. Весть об этом событии очень быстро распространилась по округе. По всему Египту были разосланы глашатаи, которые объявили о том, что разыскивается кормилица для ребенка.

Всевышний Аллах говорит об этом в Коране следующее:

وَحَرَّمْنَا عَلَيْهِ الْمَرَاضِعَ مِن قَبْلُ فَقَالَتْ هَلْ أَدُلُّكُمْ عَلَىٰ أَهْلِ بَيْتٍ يَكْفُلُونَهُلَكُمْ وَهُمْ لَهُ نَاصِحُونَ

«И Мы запретили ему брать грудь кормилиц, и она (сестра Мусы) предложила: «Не указать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и воспитает его?» (аль-Касас 28:12).

Ибн Аббас (радыяллаху анху) рассказывал: «Когда сестра Мусы сказала это, ее привели во дворец и сомневаясь в ее правдивости, спросили: - Откуда тебе известно, что упомянутая тобой семья будет хорошо относиться к ребенку? Сестра Мусы (алейхи салям), стараясь не раскрыть себя, сказала:

- Она хочет стать молочной матерью для королевской семьи, и не ждет от этого никакой выгоды. За кормилицей немедленно были отправлены люди. И как только мать взяла Мусу на руки, он тут же прильнул к ее груди и стал есть, перестав плакать. Все обитатели дворца, и в первую очередь Асия, очень обрадовались и одарили мать Мусы (алейхи салям) множеством подарков.

Однако Фараона, относящегося ко всему с подозрением, охватили какие-то сомнения, и он, подумав, сказал:

- Кем ты приходишься этому ребенку? Он отказался ото всех других кормилиц, но тебя он принял.

Мать Мусы (алейхи салям) ответила ему:

- Я приятно пахну и у меня вкусное молоко. Нет ни одного ребенка, которому бы не нравилось мое молоко.

Эти слова убедили Фараона, и Мусу передали его матери, чтобы она кормила его. Кроме того, они выделили ей материальное содержание и одарили множеством подарков. Мать Мусы (алейхи салям) была очень довольна этим, и, взяв своего ребенка, вернулась к себе домой.

Вот так Всевышний Аллах избавил ее от страха и наделил достоинством, высокой степенью и обильным уделом. После любых трудностей Всевышний Аллах дарует облегчение и путь выхода.

فَرَدَدْنَاهُ إِلَىٰ أُمِّهِ كَيْ تَقَرَّ عَيْنُهَا وَلَا تَحْزَنَ وَلِتَعْلَمَ أَنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ وَلَٰكِنَّأَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

«Так Мы вернули его матери, чтобы она радовалась, чтобы не печалилась и знала, что обещание Аллаха – истина. Но большинство (людей) не знает об этом» (аль-Касас 28/13).

В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Мать Мусы является примером для тех, кто, совершая какое-либо дело, преследует благие намерения и ожидает награды только от Всевышнего Аллаха. Она кормила собственного ребенка и еще получала за это вознаграждение».

 

Продолжение: Пророк Муса (мир ему): испытание золотом и огнем

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle