«Торговые отношения с человеком, нажившим имущество недозволенным путем, запрещены»
Будьте осторожны
Современная цивилизация все глубже и глубже входит в эпоху глобализации, сближая (или стирая?) на своем пути различные культуры. Эта тенденция ведет к формированию законов планетарного масштаба, оставляя за бортом национальные и религиозные механизмы регулирования жизнедеятельности человека. Порой эти процессы приходят даже в противоречие с отдельными традициями. Например, мусульманскими. Своей сегодняшней небольшой по объему, но важной по содержанию статьей, я хотел бы напомнить братьям, что торговые отношения с человеком, который нажил свое имущество запретным путем, категорически запрещены.
В хадисе, переданном от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил: «Тот, кто купит краденую вещь, зная, что она была украдена, станет соучастником в этом грехе».
Исходя из этого, если человек захочет что-то купить у того, кто торгует алкоголем или занимается ростовщичеством, то есть у того, у кого часть имущества нажита дозволенным путем, а часть запретным, то в этом случае следует посмотреть: если приобретаемая вещь относится к имуществу, приобретенному халяльным путем, то и эта сделка будет халяльной. Если же приобретаемое имущество относится к той части, которая была приобретена харамным путем, то и эта сделка будет запретной.
Между запрещенным и дозволенным
Если же точно не известно, дозволенным или запретным является приобретаемое имущество, то в этом случае покупка данной вещи будет считаться макрухом (нежелательным действием).
Сообщается, что посланник Аллаха говорил:
«Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь. А тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасет свое стадо около заповедного места и вот-вот окажется там.
Поистине, у каждого владыки есть свое заповедное место, и, поистине, заповедным местом Аллаха на земле является то, что Он запретил. И поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи благим, делает благим и все тело, а когда приходит в негодность, то портит и все тело, и, поистине, это — сердце» (Бухари, 52).
В другом хадисе сообщается, что посланник Аллаха говорил: «Откажись от того, что вызывает у тебя сомнения, и обратись к тому, что сомнений не вызывает» (Тирмизи, ас-Сунан, хадис №: 251).
Помогать друг другу в благочестии
Ученые высказывали различные мнения по поводу того, что именно подразумевается под сомнительными вещами, о которых упоминается в вышеприведенных хадисах. Некоторые алимы считали запретным то, в дозволенности или запретности чего существуют разногласия. Некоторые же алимы считали сомнительным любые виды деловых отношений с тем человеком, в имуществе которого есть и дозволенное (халяль) и запретное (харам).
Даже если вещь, приобретенная в подобной сомнительной ситуации, окажется дозволенной, тем не менее, правильнее всего будет проявить предосторожность и вести торговые дела с теми людьми, которые не вызывают никаких сомнений. Таким образом, человек избавится от сомнений и выразит свою позицию по отношению к тем, кто зарабатывает средства незаконным путем.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (аль-Маида 5/2).
Запрет на торговые отношения с такими людьми основан на принципе «поощрятьь одобряемое и удерживать от порицаемого», одной из целей которого является перекрыть все пути запретного заработка в обществе.
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/69481-kolonka-muftiya-tatarstana-o-biznese-po-musulmanski