Можно ли проводить розыгрыши в социальных сетях?
Вопрос.
Ассаламу алейкум. Что можно сказать про конкурсы в Instagram? Дозволено ли проводить розыгрыш подарка в обмен на лайки или комментарии с упоминанием друзей? Лайки и комментарии же должны отражать реальный интерес, а не ставиться за подарки? Не является ли это обманом?
Ответ.
БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим.
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух!
В шариатском стандарте № 55 «Конкурсы и призы» Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI) сказано:
«Маркетинговый приз – это приз, целью учреждения которого является продвижение определенных товаров или услуг, либо привлечение инвесторов на определенные рынки или торговые площадки, что осуществляется посредством розыгрыша приза, расчета призовых баллов или предоставления подарков за приобретение товара или услуги.
Шариатское положение в отношении маркетингового приза, получаемого посредством розыгрыша:
Разрешается дарить призы, определяя получателя через розыгрыш, без предварительного условия покупки товара или услуги.
Товар или услуга, приобретение которых является условием участия в розыгрыше, а также сам приз, являющийся объектом розыгрыша, должны быть разрешенными с точки зрения шариата».
Таким образом, распространенный формат розыгрыша маркетинговых призов в Instagram, когда для участия в розыгрыше не требуется покупать товары или услуги, разрешен с точки зрения Шариата, при условии, что приз относится к дозволенному имуществу.
А Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
Подготовлено при участии экспертов Российского центра исламской экономики и финансов, Казань.
С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин