• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как пророк Юнус (мир ему) оказался во чреве рыбы?

Время чтения: 10 мин
22031

Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставят задуматься каждого, кто размышляет...   

Начало: Наставления для размышляющих

 

Наставление пятое. «ЮНУС (алейхи салям)»

Юнус (алейхи салям) родился и вырос в городе Ниневия - столице Ассирийского государства, располагающейся на берегу Тигра, на месте современного Мосула. Среди соплеменников он пользовался большим уважением благодаря тому, что он был надежным, честным, высоконравственным и отзывчивым человеком. Однако прославился он тем, что был проглочен рыбой, за что впоследствии стал называться «Зуннун» и «Сахибуль-Хут».

В 30-летнем возрасте Юнус (алейхи салям) был направлен в качестве пророка к своему народу-идолопоклоннику. На протяжении 33 лет без устали он призывал своих соплеменников к вере во Всевышнего Аллаха, однако ниневийцы насмехались и не внимали словам пророка, продолжая пребывать в неповиновении. За Юнусом (алейхи салям) последовали лишь двое людей.

- Ожидайте наказания, которое постигнет вас в течение трех дней, - сообщил он своему народу о божественном известии. - Признаком этого будет то, что ваши лица пожелтеют, а вслед за этим придет и кара от Аллаха.

Предупредив об этом, Юнус (алейхи салям) поспешил покинуть свой город, испугавшись, что наказание коснется и его тоже и не дождавшись на то разрешения Создателя.

Вскоре жителей Ниневии, как и предрекал Юнус (алейхи салям), охватил ужас: они стали желтеть, а небо над городом покрываться черным дымом. Истина, о которой предупреждал их пророк, стала для них очевидной, как и обещанное наказание. Осознав надвигающуюся погибель, ниневийцы бросились искать Юнуса (алейхи салям), но тщетно. В городе его уже не было.

 

Общее покаяние жителей Ниневии

Всевышний внушил в сердца жителей Ниневии, оказавшихся в безысходном и отчаянном положении, раскаяние. И вот, до обещанного наказания оставалось еще два дня, когда народ Юнуса (алейхи салям) решил собраться в одном месте, покаяться и обратиться к Аллаху с мольбой об избавлении от расплаты. Так и сделали. На высоком холме ниневийцы уверовали в Создателя и в Его пророка - Юнуса (алейхи салям). Затем все они попросили друг у друга прощения за нанесенные обиды и попранные права. Затем, одевшись в одежду из грубой шерсти, мужчины и женщины, старики и дети, все вместе стали взывать к Господу и молили его со слезами на глазах о прощении. В тот момент они покаялись во всем зле и грехах, которые совершили.

Аллах – Милующий и Всепрощающий. Он смилостивился и над ниневийцами, оказавшимися без пастыря – пророк покинул их, а Всевышний избавил от грядущего наказания. Народ Юнуса (алейхи салям) является единственным в истории человечества покаявшимся и спасшимся от гибели племенем. Всевышний говорит в Коране:

فَلَوْلَا كَانَتْ قَرْيَةٌ آمَنَتْ فَنَفَعَهَا إِيمَانُهَا إِلَّا قَوْمَ يُونُسَ لَمَّا آمَنُوا كَشَفْنَا عَنْهُمْ عَذَابَ الْخِزْيِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَمَتَّعْنَاهُمْ إِلَىٰ حِينٍ

«Разве были селения, жители которых уверовали, и им помогла вера, кроме народа Юнуса? Когда они уверовали, Мы избавили их от унизительного наказания в земной жизни и дали им наслаждаться земными благами до определенного срока (до их смерти)» (Юнус 10:98).

Грехи притягивают бедствия, тогда как покаяние избавляет от бедствий. Так, например, в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «До тех пор, пока раб просит Аллаха о прощении, он может быть уверен в том, что его не постигнет наказание».

Нет ни одного бедствия или напасти, которые не могли быть устранены посредством искреннего покаяния и дуа со слезами на глазах. Однако если бедствия носят общий и коллективный характер, то и покаяние должно быть общим.

 

Жребий пал на Юнуса (алейхи салям)

Юнус (алейхи салям), покинув свой народ, добрался до берега моря. Там он на корабле вышел в открытое море. Проплыв какое-то расстояние, корабль вдруг остановился, поднялся сильный ветер, начался шторм. Казалось, судно вот-вот затонет. Моряки, которым не удавалось привести корабль в движение, сочли это дурным предзнаменованием и решили, что среди них находится преступник.

Моряки собрали всех пассажиров корабля и сказали: «Среди вас есть раб, сбежавший от своего хозяина. Пусть он выйдет вперед». Поскольку никто из пассажиров не выдал себя, было принято решение бросить жребий. В те времена у моряков был обычай: человека, на которого выпадал жребий, бросали за борт, чтобы корабль мог продолжить свой путь.

Жребий был брошен. И пал он на Юнуса (алейхи салям). «Такой благочестивый человек не может быть рабом», - решили моряки и, извинившись, снова бросили жребий. Но и в этот, и в третий раз жребий указывал на Юнуса (алейхи салям). В Коране об этом говорится следующее:

فَسَاهَمَ فَكَانَ مِنَ الْمُدْحَضِينَ

«Он бросал жребий (вместе с остальными), и жребий выпал ему» (ас-Саффат 37:141).

Увидев, как трижды брошенный жребий выпадает на него, Юнус (алейхи салям) понял, что это является божественным испытанием и сказал: «Это я – раб, сбежавший от своего хозяина», после чего бросился в море.

 

Юнус (алейхи салям) во чреве рыбы

Когда Юнус (алейхи салям) в состоянии таваккуля бросил себя в море, то по воле Всевышнего он сразу же был проглочен огромной рыбой. В этот момент Всевышний Аллах внушил рыбе проглотить Юнуса (алейхи салям), не причинив ему при этом вреда и не сломав его костей. Рыба, проглотив Юнуса (алейхи салям), исчезла в морских глубинах.

فَالْتَقَمَهُ الْحُوتُ وَهُوَ مُلِيمٌ

«Его проглотила рыба (кит), когда он уже пожалел (что покинул дом)» (ас-Саффат 37:142).

Юнус (алейхи салям) находился в животе рыбы, будучи невредимым и в полном сознании. Для него было очевидным: все произошедшее с ним является божественным предупреждением за то, что он без разрешения оставил свой народ. Осознав свою ошибку, в кромешной тьме – в животе рыбы он стал поминать Аллаха:

... فَنَادَىٰ فِي الظُّلُمَاتِ أَن لَّا إِلَٰهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ

«…Он обратился (к Нам), находясь во мраке (чрева рыбы): «Нет бога (достойного поклонения) кроме Тебя! Пречист Ты (от любых недостатков)! Поистине, я поступил несправедливо (и неправильно, покинув свой народ без Твоего разрешения) (аль-Анбия 21:87).

В Коране также сообщается, что это дуа Юнуса (алейхи салям) было принято Всевышним и что Он простил его:

فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَنَجَّيْنَاهُ مِنَ الْغَمِّ ۚ وَكَذَٰلِكَ نُنجِي الْمُؤْمِنِينَ

«И Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так (же, как Мы спасли его) Мы спасаем верующих (которые обращаются к Нам за помощью)» (аль-Анбия 21:88).

Этот тасбих был вознесен на небеса. Ангелы услышали знакомый им голос, поскольку Юнус (алейхи салям) был одним из тех, кто премного поминал Аллаха. Каждый его зикр восходил к небесам! Ангелы сказали: «О, Господь! Разве это не голос Юнуса (алейхи салям)? Ты всегда проявлял милость к нему, так неужели не избавишь его и от этого бедствия?».

Удивительно: никто из обитателей земли не мог помочь Юнусу (алейхи салям), поскольку не знали о его местонахождении, но за него вступились обитатели небес! И Аллах спас его, приказав рыбе высадить Юнуса (алейхи салям) на берег. В этом эпизоде кроется величайшая мудрость Создателя: пророка спас зикр, который он произносил многократно в дни своего благополучия. Постоянное искреннее поминание Аллаха с вознесением Ему благодарностей, своей любви и преданности может избавить человека от множества трудностей и бед в будущем.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

فَلَوْلَا أَنَّهُ كَانَ مِنَ الْمُسَبِّحِينَ لَلَبِثَ فِي بَطْنِهِ إِلَىٰ يَوْمِ يُبْعَثُونَ

«Если бы он не возвеличивал (Аллаха, произнося тасбих), то обязательно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены (чрево кита стало бы его могилой)» (ас-Саффат 37:143-144).

Этот аят ясно указывает на то, что поминающему Аллаха в благоденствии в трудные дни непременно будет оказана помощь.

В соответствии с разными риваятами Юнус (алейхи салям) находился в чреве рыбы три, семь или сорок дней. Он был освобожден из чрева рыбы в десятый день месяца Мухаррам (день Ашура). Когда рыба выбросила Юнуса (алейхи салям) на берег, то он стал возносить бесконечную хвалу Всевышнему за свое спасение.

В Досточтимом Коране о спасении Юнуса (алейхи салям) говорится следующее:

فَنَبَذْنَاهُ بِالْعَرَاءِ وَهُوَ سَقِيمٌ وَأَنبَتْنَا عَلَيْهِ شَجَرَةً مِّن يَقْطِينٍ

«И Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен. И возле него Мы взрастили тыкву» (ас-Саффат 37:145-146).

Когда Юнус (алейхи салям) был спасен из чрева рыбы, он был очень худым, утомленным, слабым и нуждающимся в помощи. Рядом с Юнусом (алейхи салям) Всевышний взрастил растение с большими и широкими листьями, которое укрывало его от палящего солнца и защищало от насекомых.

В одном из риваятов сообщается, что это растение выделяло молоко, которым и питался Юнус (алейхи салям). В другом риваяте говорится, что Аллах подчинил Юнусу (алейхи салям) горную козу, которая приходила к нему утром и вечером, и давала ему свое молоко. Оправившись от слабости и набравшись сил, Юнус (алейхи салям) приступил к поклонению. Он обратился к Господу со следующей мольбой:

«О, Господь! Все повеления и решения исходят только от Тебя. Но я очень надеюсь вернуться в Ниневию и увидеть свой уверовавший народ. Но наряду с этим, я буду доволен любым Твоим решением и предустановлением».

И Аллах снова возложил на него обязанность призывать к истине свой народ, который он оставил без разрешения. В риваяте, переданном от Абдуллаха ибн Аббаса (радыяллаху анху) сообщается, что Юнус (алейхи салям) был направлен в качестве пророка к народу, численность которого составляла сто двадцать тысяч человек. О численности этого народа говорится и в Коране:

وَأَرْسَلْنَاهُ إِلَىٰ مِائَةِ أَلْفٍ أَوْ يَزِيدُونَ فَآمَنُوا فَمَتَّعْنَاهُمْ إِلَىٰ حِينٍ

«И Мы направили его к ста тысячам или больше того (он стал посланником к многочисленному народу). Они уверовали, и Мы дали им пользоваться (земными) благами до некоторого времени (их смерти)» (ас-Саффат 37:147-148).

Юнус (алейхи салям) нашел свой народ покаявшимся в грехах, уверовавшим в Аллаха и ожидающим возвращения своего пророка. Оставшись с ними, он обучал их повелениям и запретам Всевышнего и вел их за собой по истинному пути. Соплеменники неуклонно следовали за ним и наилучшим образом выполняли все религиозные предписания.

И после Юнуса (алейхи салям) Всевышний даровал народу Ниневии многочисленные блага, пока они придерживались прямого пути. На протяжении долгих лет они жили в благоденствии и благополучии.

Мудрость этого наставления кроется в том, что призывающие к истине братья должны быть терпеливы к тому, что люди станут считать их лжецами, будут упорствовать в своем заблуждении и причинять им страдания. Каждый сталкивался с этим. И только благодаря терпению и настойчивости открываются пути, ведущие к сердцам других людей. Ведь старание от нас, а успех - от Аллаха. Кто знает, как накажет Всевышний, заточивший Юнуса (алейхи салям) во чрево рыбы, тех, кто, утратив надежду бросит призыв к вере и перестанет порицать мерзости?.. Да убережет нас Аллах!

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle