• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как Ибрахим (мир ему) строил Каабу

Время чтения: 8 мин
10116

Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставят задуматься каждого, кто размышляет...  

Начало: 

Наставление четвертое. Ибрахим (алейхи салям) Ч1

Наставление четвертое. Ибрахим (алейхи салям) Ч2

Наставление четвертое. Ибрахим (алейхи салям) Ч3

 

Испытание Ибрахима (алейхи салям) имуществом

Когда Всевышний сделал Ибрахима (алейхи салям) Халилем, т.е. другом, ангелы сказали:

- О, Господь! Как Ты мог сделать его своим другом, тогда как его сердце заполнено любовью к имуществу и детям?

Всевышний Аллах сказал:

- В его сердце нет иной любви, кроме любви ко Мне. Если хотите, можете испытать его.

Тогда один из ангелов, принял облик человека и, придя к Ибрахиму (алейхи салям), сказал:

- Ты обладатель такого большого богатства, а я очень нуждаюсь.

Ибрахим (алейхи салям) сказал ему:

- Воздай хвалу моему Господу, и я одарю тебя.

Ангел сказал:

- Суббухун Куддусун Раббуль-Маляикати вар-Рух.

Ибрахим (алейхи салям) сказал ему:

- Половина моего богатства твоя. Восхвали Господа еще раз, и я отдам тебе все свое стадо.

Ангел повторил тот же тасбих. Тогда Ибрахим (алейхи салям) поднявшись на вершину холма, прокричал:

- О, пастухи! Теперь вместе со стадами вы являетесь собственностью этого человека, так как это является платой за то, что он восхвалил моего Господа.

Ангел, удивленный поступком и щедростью Ибрахима (алейхи салям), сказал ему:

- Я – ангел, пришедший чтобы испытать тебя. Я не нуждаюсь ни в имуществе, ни в богатстве. Пусть твое богатство остается у тебя.

 

Ибрахим (алейхи салям) строит Каабу

После того как Ибрахим (алейхи салям) оставил жену и сына в Запретной земле (Хараме), и вернулся к себе на родину, он ежегодно приезжал в Харам и навещал свою семью. Это продолжалось и после того великого испытания, которое было связано с принесением Исмаиля (алейхи салям) в жертву.

В год смерти Хаджар и женитьбы Исмаиля (алейхи салям), он снова приехал в Харам, и, узнав о смерти жены, очень расстроился. В этот момент Исмаиля (алейхи салям) не было дома. Ибрахим (алейхи салям) спросил у его жены, куда ушел Исмаиль.

Женщина ответила:

- Он ушел на охоту, добывать нам пропитание.

- Как вы живете?

- Плохо. Мы живем в бедности и нужде.

- Когда твой муж вернется, передай ему салям от меня, и скажи, чтобы поменял порог своей двери.

После этого разговора, Ибрахим (алейхи салям) ушел. Когда наступил вечер, Исмаиль (алейхи салям) вернулся домой и почувствовал запах своего отца. Значит, отец приходил домой, а затем ушел. Исмаиль (алейхи салям) спросил у своей жены:

- Сегодня кто-нибудь приходил к нам?

- Да, сегодня приходил какой-то старик, спрашивал тебя, а так же спросил, как мы живем. Я сказала, что мы живем в бедности и нужде.

- Хорошо, он что-нибудь передавал мне?

- Он передал тебе салям, и сказал, чтобы ты поменял порог двери.

В ответ на это Исмаиль (алейхи салям) сказал:

- Это был мой отец. А порог двери – это ты. Этими словами он хотел сказать, чтобы я развелся с тобой. Отныне ты можешь вернуться к своей семье.

Здесь необходимо пояснить. В отличие от других людей, пророки никогда ничего не делают и не говорят, исходя из желания нафса (эго). Они говорят и поступают только в соответствии с повелением Аллаха. Мудрость этого заключалась в том, что наш пророк Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) должен был произойти из потомков Исмаиля (алейхи салям). Поэтому и женщина, которой предстояло стать матерью этого великого потомства, должна была быть достойной этой чести. Очевидно, что капризная и нетерпеливая женщина не подходила для этой миссии.

Цепочка пророчества восходит к двум сыновьям Ибрахима (Исхаку и Исмаилю (алейхима салям)). От Исхака (алейхи салям), являвшегося сыном Ибрахима (алейхи салям) от Сары, произошли все пророки сынов Исраилевых. И только пророк Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) является потомком Исмаиля (алейхи салям), рожденного от Хаджар.

Исмаиль (алейхи салям) женится на другой женщине из племени Джурхум. Через какое-то время Ибрахим (алейхи салям) снова приехал навестить своего сына, но снова не застал его дома. Когда он спросил, куда ушел Исмаиль (алейхи салям), его жена ответила:

- Он ушел на охоту, чтобы добыть нам пропитание.

- Как вы живете?

- Хвала Аллаху! Мы живем в достатке и счастье.

- Что вы едите, и что вы пьете?

- Мы едим мясо и пьем воду.

Тогда Ибрахим (алейхи салям) сделал дуа, сказав:

- О, Господи! Надели баракятом их мясо и воду.

Благодаря этому дуа Ибрахима (алейхи салям) Всевышний наделил эту местность баракятом – здесь было очень много мяса и воды. В одном из риваятов говорится, будто в то время люди не знали такие продукты, как пшеница и ячмень, иначе Ибрахим (алейхи салям) упомянул бы в своем дуа и эти культуры.

Сообщается, что посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если бы жители других мест, кроме Мекки, питались бы только мясом и водой, то у них начали бы болеть животы. Однако жителям Мекки такой рацион подходит, и с ними ничего не происходит». И это тоже является следствием баракята дуа Ибрахима (алейхи салям).

Ибрахиму (алейхи салям) пришелся по душе кроткий нрав невестки, и он сказал ей:

- Когда твой муж вернется, передай ему салям от меня, и скажи ему, чтобы он хорошо смотрел за порогом своего дома.

После этого Ибрахим (алейхи салям) отправился в Шам. Когда Исмаиль (алейхи салям) вернулся домой, то почувствовал запах своего отца, поняв, что тот приходил в дом. Исмаиль (алейхи салям) спросил у своей жены:

- Сегодня кто-нибудь приходил к нам?

- Да, сегодня приходил один старый человек со светлым и сияющим лицом. Он спрашивал тебя, а также спросил, как мы живем. Я сказала, что у нас все хорошо.

- Хорошо, он что-нибудь передавал мне?

- Да, он передал тебе салям, и просил, чтобы ты хорошо смотрел за порогом двери.

В ответ на это, Исмаиль (алейхи салям) сказал:

- Это был мой отец. А ты – порог моего дома. Мой отец повелел мне заботиться и хорошо относиться к тебе. Ты и раньше была дорога мне, а сейчас стала еще дороже.

Спустя какое-то время, в соответствии с повелением Всевышнего Аллаха, Ибрахим (алейхи салям) снова отправился в Харам. В этот раз ему было приказано отстроить заново Бейтуллах, и это означало, что он сможет провести со своим сыном больше времени.

В то время, как Ибрахим (алейхи салям) прибыл в Мекку, Исмаиль (алейхи салям) сидел под деревом недалеко от источника Зам-зам и точил стрелы. Завидев отца, он с большой радостью и уважением встретил его, поцеловав ему руки. Отец и сын крепко обнялись.

- О, сынок! Поистине, мой Господь повелел мне совершение великого дела. Поможешь ли ты мне? - обратился Ибрахим (алейхи салям) к сыну.

- Всевышний Аллах повелел мне построить здесь один дом.

В то время место, где прежде находилась Кааба, выдавало лишь небольшое возвышение над землей. Со временем сели и наводнения разрушили Каабу, и от нее остался только фундамент. Ибрахим и Исмаиль (алейхима салям) расчистили фундамент Каабы и начали возводить стены.

Исмаиль (алейхи салям) приносил камни, а его отец выкладывал из них стены. И вот когда стены Каабы стали уже достаточно высокими, Исмаиль (алейхи салям) принес камень, который сегодня известен как «Макаму-Ибрахим». Ибрахим (алейхи салям) использовал этот камень как подставку, вставая на него ногами. На этом камне отпечатались следы его ног. Когда же строительство Дома Аллаха было закончено, отец с сыном обратились к Всевышнему с дуа, о принятии этого дела:

وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا ۖ إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«И вот Ибрахим и Исмаиль подняли основание Дома (Каабы – фундамент, оставшийся от Адама, а затем, воздвигнув стены, они обратились к Аллаху с мольбой): «О, наш Господь, прими от нас (строительство Каабы)! Поистине, Ты – Слышащий, Знающий» (аль-Бакара 2:127).

После того, как строительство было завершено, Ибрахим (алейхи салям) по повелению Всевышнего Аллаха, взойдя на гору Кубайс (а в соответствии с другим риваятом - встав на камень Макаму-Ибрахим), объявил людям о необходимости совершения хаджа:

- О, люди! Всевышний приказывает вам совершение тавафа вокруг Его Дома. О, люди! Примите повеление вашего Господа!

Этот голос услышали все верующие мужчины и женщины. Хадж стал уделом тех, кто ответил на этот призыв словами «Ляббайк». Более того, сколько раз человек произнес: «Ляббайк», столько раз он сможет совершить хадж до своей смерти.

Пусть же Аллах удостоит всех нас возможности посетить эти святые места, и припасть лицом к Дому Аллаха.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Наставление первое. Юсуф (алейхи салям)

Наставление второе. Нух (алейхи салям)

Наставление третье. Муса (алейхи салям)

Социальные комментарии Cackle