• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Картина величайшего испытания: Исмаиля (мир ему) ведут к месту жертвоприношения

1221

История пророка Ибрахима (мир ему)

История пророка Ибрахима (мир ему)

Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставят задуматься каждого, кто размышляет...  

 

Начало: 

Наставление четвертое. Ибрахим (алейхи салям) Ч1

Наставление четвертое. Ибрахим (алейхи салям) Ч2

 

Исмаиля (алейхи салям) ведут к месту совершения жертвоприношения

Каждый год Ибрахим (алейхи салям) приезжал в Мекку и навещал свою семью. Прошли годы, Исмаиль (алейхи салям) вырос. К тому времени Ибрахим (алейхи салям) уже забыл о своем обещании. Однажды Ибрахим (алейхи салям) снова приехал в Мекку, и в долине Мина, где совершались жертвоприношения, он заснул, и во сне ему было сказано:

«О, Ибрахим! В соответствии с повелением Аллаха, принеси в жертву своего сына». Проснувшись, Ибрахим (алейхи салям) стал испытывать сомнения по поводу того, от кого был этот сон, от Рахмана или от шайтана.

Фахруддин ар-Рази, Хазин и кады Байдави разъясняли это следующим образом. Ибрахим (алейхи салям) увидел этот сон за день до дня Арафа. Поскольку увиденный сон пробудил в нем сомнения, то восьмой день месяца Зульхиджа, был назван «днем Тарвия». Тарвия означает сомнения.

Когда же в день Арафа Ибрахим (алейхи салям) снова увидел тот же самый сон, он понял, что этот сон от Аллаха. Поэтому этот день был назван днем Арафа. Отныне все сомнения рассеялись. Это было божественным повелением, но когда следует его исполнить?

Сон приснился и в третий раз, и тогда стало понятно, что жертвоприношение должно быть совершено в этот день. Ибрахим (алейхи салям) взял Исмаиля (алейхи салям) и повел его к месту совершения жертвоприношения. И этот день был назван «Яумун-Нахр/ Курбан-байрам».

В пути к Ибрахиму (алейхи салям) подошел шайтан в образе старика, и сказал:

- Не спеши с этим делом, возможно, Аллах снимет с тебя эту ответственность. Посмотри на своего сына, как он красив, высок и статен. Что ты за отец, если хочешь зарезать такого сына?!

Услышав слова шайтана, Ибрахим (алейхи салям) сказал:

- Эй, проклятый! Убирайся вон отсюда. Это – повеление моего Господа. Даже если бы у меня сто тысяч сыновей, то я пожертвовал бы всеми ими, ради Аллаха.

Потеряв надежду повлиять на Ибрахима (алейхи салям), шайтан пришел к Исмаилю и сказал:

- Я смотрю у тебя хорошее настроение, но не радуйся. Смотри, у твоего отца есть нож, он ведет тебя, чтобы зарезать.

Исмаиль (алейхи салям) сказал:

- Разве отец может зарезать своего сына? И зачем ему резать меня?

- Ему пришло повеление от Аллаха, и поэтому он зарежет тебя.

В ответ на это, Исмаиль (алейхи салям) сказал:

- Если это повеление и приказ моего Господа, то какое тебе дело, эй, проклятый.

Заявив, что повеление Господа для него превыше всего, Исмаиль (алейхи салям) прогнал шайтана. Исмаиль стал бросать в шайтана камни и выбил ему левый глаз.

Не сумев ничего добиться, шайтан в печали бежал оттуда. В последней надежде он пришел к Хаджар. Шайтан попытался запутать и ее, но не сумел. Семья пророка не оставила для него ни одной возможности для этого.

Отец с сыном продолжили свой путь. Немного позже земля станет свидетельницей невиданного ранее события.

Всевышний Аллах, описывая это событие, говорит:

فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَىٰ فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَىٰ ۚ قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ

 ۖسَتَجِدُنِي إِن شَاءَ اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ 

«Когда (Исмаиль) достиг возраста, когда смог помогать (отцу), (Ибрахим) сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, как я приношу тебя в жертву. Что ты думаешь (об этом) (Исмаиль) ответил: «Отец! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня среди терпеливых» (ас-Саффат 37:102).

Как видите, несмотря на всю тяжесть этого испытания, Ибрахим (алейхи салям) не проявил ни малейшего возражения повелению Аллаха. Не спрашивая «зачем и почему», он продемонстрировал безоговорочную покорность и повиновение Всевышнему. Это такая покорность и такое повиновение, которое не допускало огорчений, причитаний и страданий. А как же Исмаиль (алейхи салям)? Услышав от отца повеление Аллаха, он возвысился своей душой и верой до степени, которой до этого достиг его отец:

...قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ ۖ سَتَجِدُنِي إِن شَاءَ اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ

«Отец! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня среди терпеливых» (ас-Саффат 37:102).

Эти слова очень важны. Сын, которого отец ведет для принесения в жертву, начинает свое обращение со слов «Отец мой». Эти слова являются выражением любви. Значит, тот факт, что немного спустя он будет принесен в жертву, ничуть не уменьшило любви Исмаиля к своему отцу и к Всевышнему Аллаху. В этой ситуации он не забывает говорить «иншаАллах». Он не демонстрирует показную смелость и не жаждет слов восхищения, а хочет быть поистине терпеливым и богобоязненным. Существует ли большее самопожертвование, чем это?

 

Картина величайшего испытания

После откровенного разговора Ибрахим (алейхи салям) и Исмаиль (алейхи салям) приступили к исполнению приказа. Они еще не знают, что спустя несколько мгновений произойдет событие, которого не видывал свет, и которое выходит за рамки привычного для людей. Аллах говорит в Куръане:

فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ

«Когда они оба покорились (решению Аллаха), и (Ибрахим) уложил (сына) на бок…» (ас-Саффат 37:103).

Таким образом, отец уложил своего сына на землю, и тот полностью покорился. На протяжении всей своей истории человечество еще не видело такого испытания. Даже ангелы в тот момент были поражены поступком Ибрахима и Исмаиля (алейхима салям). И вот отец приставил нож к горлу своего сына. Но нож… не порезал кожу Исмаиля (алейхи салям). Ибрахим попробовал еще раз, и нож снова не резал. Когда же Ибрахим (алейхи салям) провел ножом по большому камню, то он рассек его на две части. В этом была великая божественная мудрость: нож, который с легкостью распилил надвое огромный камень, не смог порезать тонкую кожу человека.

Тогда Ибрахим (алейхи салям) обращаясь к ножу, сказал:

- Эй, нож! Ты хочешь сделать меня непокорным моему Господу? Почему ты не режешь?

Нож ответил:

- Халиль говорит: «режь», а Джалиль говорит: «не режь». Что мне делать? Конечно же, я буду слушать Аллаха.

Вот так эти двое великих людей доказали свою покорность Всевышнему Аллаху. Повеление было выполнено, а испытание успешно пройдено. В качестве выкупа отцу и сыну был ниспослан баран.

إِنَّ هَٰذَا لَهُوَ الْبَلَاءُ الْمُبِينُ وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ

«Это явно было испытанием. Мы выкупили его великой жертвой (Мы заменили его сына барашком)» (ас-Саффат 37:106-107).

В этот миг показался Джибриль (алейхи салям) с большим бараном в руках. Спускаясь с небес, он громким голосом произнес такбир:

- Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!

Ибрахим (алейхи салям) поднял голову и, увидев это, сказал: «Ля иляха илляллаху валлаху акбар».

Исмаиль (алейхи салям), услышав эти слова, ответил: «Аллаху Акбар ва лилляхиль-хамд».

Вот почему в дни праздника Курбан-байрам после каждого фард-намаза верующие в едином душевном порыве произносят эти такбиры-ташрик. Изречение такбиров начинается после утреннего намаза дня Арафа и заканчивается после намаза аср, четвертого дня праздника.

Вот так Ибрахим алейхи салям достойно и с честью выдержал испытание Аллаха и доказал Ему свою верность и преданностью. Показав Всевышнему свою великую веру, он становится Халилуллахом, т.е. другом Аллаха. А мы видим, что Создатель не требует от своих рабов ничего, кроме раболепия и покорности. Он никогда не будет доволен бесцельной гибелью своих рабов. Однако покорность и повиновение, требуемое от рабов, должно быть следующим: раб должен быть готовым пожертвовать на пути Аллаха, своим имуществом, своей жизнью и даже своим любимым ребенком. Так вот каким был друг Аллаха!

Из этой поучительной истории мы должны вынести вывод, что главной целью была не жизнь Исмаиля (алейхи салям), а стирание из сердца Ибрахима (алейхи салям) любви ко всему остальному, кроме любви к Богу. Проведя ножом по горлу своего сына, Ибрахим (алейхи салям) зарезал свою любовь к сыну, подтвердив, что в его сердце нет иной любви, кроме любви Всевышнему Аллаху. Если будет на то воля Аллаха, никакой нож не сможет резать, как не порезал Исмаиля (алейхи салям), и огонь не сможет сжечь, как не сжег Ибрахима. Точно поэтому море, потопившее Фараона и его армию, не потопило Мусу (алейхи салям) и его общину.

Кто более щедр?

Успешно пройдя испытание, Исмаиль (алейхи салям) спросил отца:

- О, отец мой! Кто из нас более щедр, ты или я?

- Сынок! Я более щедр, так как на протяжении долгих лет у меня не было детей, а затем родился такой прекрасный сын, как ты. И я принес тебя, своего сына, который был мне дороже всех богатств на земле, в жертву Аллаху.

В ответ на это, Исмаиль (алейхи салям) сказал:

- О, отец мой! Я более щедр, чем ты. Ты попросил у Всевышнего ребенка, и, не смотря на твой преклонный возраст, Он даровал тебе его. После принесения меня в жертву, Аллах мог даровать тебе еще одного ребенка. Тогда как жизнь у меня только одна, и я готов был отдать ее ради Аллаха. Если смотреть с этой точки зрения, то я более щедр, чем ты.

Тогда Всевышний Аллах, обращаясь к ним, сказал:

- Я – щедрее вас обоих. От одного из вас Я захотел принесения в жертву сына, а от другого - жизнь. Но Я, напротив, даровал их вам, и каждому подал вознаграждение в полной мере.

Таким образом, жертвоприношение стало одним из ваджибов Ислама, в качестве напоминания об этом великом событии. Праздник Курбан-байрам несет в себе напоминание о верности, покорности Всевышнему. В день Курбана верующие совершают жертвоприношения, с единственной целью – приблизиться к приближению к Аллаху. Истинный смысл жертвоприношения кроется в проявлении благочестия, набожности, искренней веры и послушания, в готовности жертвовать своим имуществом ради довольства Создателя. Совершая курбан, мы имеем возможность через помощь нуждающимся выразить свою бесконечную любовь к Аллаху, проявить свою преданность Ему, доказать, что готовы жертвовать ради Него.

 

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Наставление первое. Юсуф (алейхи салям)

Наставление второе. Нух (алейхи салям)

Наставление третье. Муса (алейхи салям)

Комментарии для сайта Cackle