Караван-сарай: приют утомлённого путника

4268

Караван-сарай: приют утомлённого путника

Караван-сарай: приют утомлённого путника

В былые времена путешествия были рискованным делом, так как на длинных дорогах караваны подстерегали разбойники, да и вожди местных племен не прочь были поживиться за счет путников, хотя борьба с грабежами велась властями жестко и в многочисленных населенных пунктах вдоль торговых дорог располагались воинские гарнизоны. Однако и власти Багдадского халифата, и, позднее, Османской империи не могли полностью контролировать положение в отдаленных районах государства.

Караван-сараи, располагавшиеся поблизости от мест расквартирования воинских гарнизонов, обеспечивали путешественникам спокойствие и безопасность.

Караван-сараи обычно располагались на расстоянии 30-40 километров, то есть одного дневного перехода верблюжьего каравана. Они обеспечивали путешественникам и торговцам отдых и безопасное пребывание.

До изобретения автомобилей и поездов товары и грузы по всему Ближнему Востоку доставлялись именно такими караванами. Верблюдов использовали в основном для дальних вояжей. Грузы и товары на близкое расстояние доставляли на мулах. 

Караван-сараи в Османской империи

Особое внимание развитию системы караван-сараев уделялось в Османской империи. Сеть охраняемых пунктов быстро расширялась в завоеванных османами регионах - Сирии, Палестине, Египте и на Аравийском полуострове.

Типичный караван-сарай представлял из себя несколько двух-трехэтажных зданий, окруженных толстой каменной или кирпичной стеной, на углах которых могли располагаться наблюдательные башни. В стенах были сделаны несколько входных ворот. В центре четырехугольника, образованного стенами располагался открытый двор. В комплекс караван-сарая входили хамам (турецкая баня), помещения для складирования грузов, мечеть, фонтан для совершения ритуальных омовений, а так же жилища доктора, ветеринара, кузнецов и ремесленников-ремонтников. Первые три дня пребывания в караван-сарае были бесплатными. Более длительное пребывание уже нужно было оплачивать. Все здания в караван-сарае были двух и трехэтажными. На уровне первого этажа располагались стойла для вьючных и верховых животных, на втором –помещения для товара, а не третьем –жилые. На этажи вели деревянные лестницы, пристраивавшиеся снаружи.

Первые караван-сараи появились в Анатолии в XI веке.

Один из немногих «образцовых» караван-сараев – караван-сарай Рустем-паши в Эдирне. Сейчас он используется как студенческое общежитие, но большая часть его оригинальной планировки и архитектуры – строения с узкими лестницами, ведущими на этажи, сгруппированные вокруг двора, сохранилась и по сию пору.

Первые постоялые дворы

В городах аналогом караван-сараев были постоялые дворы – ханы. Ханы начали строить при сельджуках, которые, в свою очередь, научились этому у персов.

Предтечей ханов и караван-сараев считаются рибаты – укрепленные передовые посты для военных гарнизонов на побережье Северной Африки.

Первые ханы были построены в Бурсе, когда она была столицей Османской империи. Они назывались по наименованию товаров, которые складировались и продавались в них: Шелковый хан, Рисовый хан и т.п. Самый старый из них – Эмир хан, построенный Орханом Гази в 1321 году.

Ханы появились в Стамбуле вскоре после того как он стал столицей.

Их главным отличием было отсутствие оборонительных сооружений, ведь торговцам, находящимся под защитой городских стен важно было обеспечить лишь сохранность товара.

Стамбульские ханы больше чем ханы Бурсы и среди них встречаются даже четырехэтажные здания. В настоящее время в Стамбуле сохранились здания около 70 ханов. Здания 12 старых ханов располагаются в районе Эминоню около Крытого рынка. Более того сам Крытый рынок сформировался вокруг зданий ханов.

Эти здания не являются туристической достопримечательностью и заняты небольшими магазинами и мастерскими.

Еще больше постоялых дворов не сохранилось. Они были сделаны из дерева и не один раз сгорели вместе со всеми товарами во время бесчисленных стамбульских пожаров. Тогда никто и не думал компенсировать торговцам их ущерб. Впрочем, турецкие торговцы и сейчас не слишком полагаются на страховые компании. Если товар сгорел, то такова воля Аллаха.

Ильдар Мухамеджанов

Понравилась статья? Сделайте репост!

Социальные комментарии Cackle
Home