• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Из «Маснави»: Притча о рухе и нафсе

Время чтения: 4 мин
7150

Суфии по-разному разъясняли особенности связи нафса и руха. Великий суфий и поэт Джалаладдин Руми выбрал для этого философские притчи, облаченные в стихотворную форму, где через символических персонажей пытался наглядно показать, как происходит духовная работа.

…Итак, на берегу реки повстречались Мышь и Лягушка. Их дружба быстро переросла в любовь. Они встречались каждое утро, и долгое время проводили вместе и были очень счастливы. Между ними не было никаких секретов.

В комментарии, данном Руми к этим строкам, говорится, что откровение между людьми и сердечные разговоры – признак любви. Влюбленное сердце не может быть черствым. Также как соловей, видя розу, не может молчать…

Здесь Руми имеет ввиду, что также как любовники, связанные плотской любовью не имеют секретов друг от друга, отношения духовного наставника и его ученика, соединенных любовью к Аллаху, ведут к постижению истины. Из сердца шейха баракат и знания передаются его ученикам. Таков суфийский путь, где знания передаются не через книги, а от сердца к сердцу.
Однако, история продолжается:

Спросил раз Мышь любимую Лягушку:
– «Ты знаешь, как важна ты мне, подружка?
Днём – ты даёшь мне силы для работы,
А ночью – позабыть мои заботы.
Хочу с тобой я быть повсюду вместе!
И совпадать во времени и месте!
Но мы с тобою видимся лишь утром,
Мой день подёрнут серым перламутром
Лишь оттого, что нету тебя рядом!
Я словно медленным отравлен ядом,
И день деньской тоскую, плачу, стражду!
Тебя я, как противоядья, жажду!

Разъясняя этот отрывок Руми указывает, что обычные люди хорошо понимают, что такое мирская любовь, но абсолютно не понимают, что такое любовь к Аллаху, которой удостоились пророки и приближенные к Аллаху (авлия).

Это происходит из-за их привязанности к мирской жизни с ее удовольствиями. Только те, кто уничтожил свое «Я» благословлены любовью к Аллаху.

Тем временем, Мышь продолжает:
Я знаю, что совсем того не стою,
Но ты добра! Будь щедрой госпожою!
Дай литься своему теплу и свету,
Чтоб высушить навозец жидкий этот,
Сухим навозом хоть протопишь баню ...
Нахальству моему всё ж нет названья!
Смотрю я на навоз моих поступков –
Дай розам вырасти на почве жуткой,
Ведь солнце это делает с навозом.
А Бог и не такие может розы
Посеять на греховном удобренье ...»

Здесь Руми вновь поясняет: «О Аллах! По твоей милости лучи солнца падают на землю и освещают ее. Когда они попадают на нечистоты, то высушивают часть их и превращают в топливо, которым можно растопить печь. Другая часть попадает в почву и становится удобрением, из которого вырастают растения и ароматные цветы». По мысли Руми даже нечистоты не лишены Божественной щедрости, так что же говорить о людях, которые испытывают истинную любовь к Богу?
Дальше Мышь говорит Лягушке:

Влюблённый Мышь принялся горько плакать:

– «Я сотворён из праха и для праха,
А ты, Лягушка, – водное творенье.
Ужели невозможно единенье?
Я обречён на вечное страданье?
Тюрьмой мне стало это Мирозданье!
Как заключённый, у решётки плачу,
И жду тебя, как узник – передачу!
Зову тебя в любую непогоду,
Но не могу нырнуть с тобою в воду!
Мой плач лишь зеркало воды услышит,
Волнуется в ответ речная крыша.
О, пожалей, хочу к тебе прижаться,
И никогда с тобой не расставаться!»

В конце концов, они решают связать себя ниткой за ноги.

Лягушка испытала сомнения в верности этого решения:

Нить вызвала в Лягушке подозренье,
Но деликатно подавив сомненье,
Она решила – дружба выше прений ...

Однако в один прекрасный день прилетел стервятник, схватил мышь, и та потянула за собой лягушку. Ее постигла та же участь: он съел обоих.

Однажды, на Мышь налетела ворона,
Когтями схватила и ввысь неуклонно
Её понесла, замахавши крылами ...
 
Взвилася Лягушка и вверх полетела,
Сама удивляясь пречудному делу,
А вниз полетели тяжелые капли ...
Дивится народ: «Глянь, ворона, как цапля
Уже научилась нырять и лягушек
Ворует, как коршун цыплят и несушек!»
Лягушка в ответ им проквакала с выси:
 – «То сила Любви, сила чувства и мысли!»*

Хазрат Мавлана Хаким Мухаммад Ахтар Сахиб в своем труде «Понимание «Маснави» в этой связи пишет: «Эта притча иллюстрирует следующий принцип: здесь аллегорически изображены дух (рух), нафс (эго) и шайтан. Нафс – это мышь, рух – это лягушка, находившаяся в безопасности под водой, стервятник символизирует шайтана.

Нафс для удовлетворения своих желаний старается вовлечь рух в дурные дела и связать его с собой невидимой нитью. Если дух подчиняется желаниям эго, то шайтан завладеет ими обоими и увлечет их туда, куда ему надо. Поэтому когда шайтан пойдет в ад, то и нафс, который будет у него в когтях пойдет тоже в ад, сопровождаемый рухом, который поддерживал его в дурных делах.

По этой причине очень важно противостоять проклятому нафсу с целью избежать вреда от шайтана. Тот, кто победил свое «Я», инша Аллах победит и шайтана. Победа над нафсом – нелегкое дело. Она будет достигнута лишь под наблюдением духовного наставника. Это означает действия по указаниям шейха, информирование его о своем духовном состоянии и испрашивание у него совета…Шейх должен соблюдать шариат во всех своих действиях и предварительно пройти обучение у Совершенного наставника (Муршид-и-Камиль)».

*Стихотворные строфы взяты из книги Колмана Баркса «Суть Руми».

Ильдар Мухамеджанов

Интересная притча? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle